(Увы, но как всегда при переставке из Ворда пропали ссылки)
При словах «Иван Грозный убивает своего сына» мы сразу вспоминаем знаменитое полотно И.Е. Репина, которое находится в Третьяковской галерее. Сумрачная палата, опрокинутое кресло, брошенный посох, Государь в темной одежде, с обезумившим взглядом, прижимает к себе полулежащего, залитого кровью царевича, в нарядной одежде… Нет никого более, только отец и сын – кровавый финал семейной драмы….
Впрочем, сам Илья Ефимович дал своему произведению несколько другое название – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», а сюжетная основа была взята из труда Н.М. Карамзина «История государства Российского»:
«Царевич исполнился ревности благородной, пришел к отцу и требовал, чтобы он послал его с войском изгнать неприятеля, освободить Псков, восстановить честь России. Иоанн в волнении гнева закричал: «Мятежник! Ты вместе с Боярами хочешь свергнуть меня с престола!» и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать ее: Царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им Царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровию. Тут исчезла ярость Иоаннова. Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении он воскликнул: «Я убил сына!» и кинулся обнимать, целовать его; удерживал кровь, текущую из глубокой язвы; плакал, рыдал, звал лекарей; молил Бога о милосердии, сына о прощении. Но Суд Небесный совершился!.. Царевич, лобызая руки отца, нежно изъявлял ему любовь и сострадание; убеждал его не предаваться отчаянию; сказал, что умирает верным сыном и подданным… жил четыре дни и скончался 19 Ноября в ужасной Слободе Александровской…»
Современные историки предлагают несколько иную версию событий. По мнению Р.Г. Скрынникова, поводом для конфликта стало то, что Иван Грозный застал супругу сына в неподобающей для царевны одежде . Царь прибил беременную сноху, а царевича, пытавшегося защитить жену, тяжело ранил.
Основанием для обеих версий служат сообщения зарубежных дипломатов, которые спустя некоторое время после смерти царевича, пытались получить информацию о ее причинах.
Официальные русские документы указывают на болезнь, которая предшествовала смерти наследника престола. Там сам царь пишет боярам: «…Которого вы дня от нас поехали, и того дни Иван сын разнемогся и нынече конечно болен… а нам, докудово Бог помилует Ивана сына, ехати отсюды невозможно…».
«Яко от отца своего ярости прията ему болезнь, от болезни же и смерть…» - сообщает о смерти царевича русский летописец .
Итак, русские официальные документы свидетельствуют, что смерть царевича последовала не сразу же после ссоры с отцом, а через некоторое время, которое в источниках называется болезнью. Конечно, сторонники версии убийства царем сына укажут, что под болезнью царевича имеется ввиду рана, нанесенная ему отцом. Но царевич болел и раньше – источники свидетельствуют о том, что в 1570 году он сделал богатый вклад на посмертный помин души в Кирилло-Белозерский монастырь .
Польский хронист Гейденштейн указывает, что болезнь царевича возникла на нервной почве, и называет ее «падучей» - эпелипсией.
Что же в итоге? Имеющиеся сведения позволяют предположить следующее – события, изображенные на картине великого художника, вряд ли имели место в действительности. Скорее всего, череда трагических событий – поражения в войне с поляками, смерть жены (возможно по причине выкидыша, вызванного жарой), и т.д. значительно ухудшили состояние психического и физического здоровья наследника престола, который не отличался крепким здоровьем. Последней каплей стала ссора с отцом, которая привела к обострению болезни царевича и его смерти.
Откуда же сложился миф о собственноручном убийстве царем своего сына? Выше мы уже упоминали, что деятельность Грозного царя вызывала осуждение в глазах русского общества. Такое поведение православного государя, с точки зрения религиозного человека, не могло не вызвать наказания от Господа. Поэтому и смерть сыновей Ивана Васильевича (напомним, что в 1591 будет убит царевич Дмитрий), и пресечение его рода, после кончины царя Федора Иоанновича не могли восприниматься в русском обществе иначе, как кара Господня. Не сильным ударом посоха в висок, а своими неправыми делами, злодействами, «яростью», погубил государь своего сына и весь свой род, вызвав на него карающий гнев Господень.
В сочетании с недостоверными известиями западных источников эти представления и привели к появлению мифа о собственноручном убийстве царем собственного сына. Создание репинского полотна привело к визуализации и закреплению мифа в массовом сознании.
А.