Весной этого года, работая над главой об убийстве царевича Дмитрия остро почувствовал необходимость побывать на месте события и увидеть его своими глазами. Это показалось важным, еще и потому, что появилось впечатление, что большая часть историков, писавших об Угличской драме и уж тем более досужих любителей, чьи домыслы приходилось разбирать, в самом Угличе никогда не были. Но тогда, весной, поехать как-то не сложилось, да и проект тот издательство прикрыло. Впрочем, оно и к лучшему, ибо то что получалось – не устраивало.
(убийство царевича Дмитрия - вышивка на хоругви из Углического музея)
На прошлой неделе снова вернулся к этой теме и снова почувствовал необходимость побывать все-таки на месте событий. И вдруг осенило – а чего проще-то – сел и поехал – машина, что твой конь мало не землю копытом шипованным роет, навигатор есть, карта и путеводитель. А воскресение неожиданно оказалось совсем свободным. Окончательное решение ехать пришло под поздний вечер субботы, с откладыванием момента истины на момент пробуждения. Утром проснулся и понял – еду.
Приборы и материалы.
Снаряжением пренебрег, взял только фотосумку да путеводитель. Вот о нем скажу подробнее – это прекрасная книга П.А. Марцева «Москва – Углич. Путеводитель для автомобилистов» 2006 года издания (сейчас вышло уже второе дополненное). В ней автор подробно описывает все достопримечательности, которые встретятся путешественнику по дороге, а также расположены в 10 – 15 км от нее – для автолюбителя сие расстояние не крюк. В конце дана краткая, но подробная легенда самой дороги с указанием маршрута, наличия заправок и т.д.
Москва- Сергиев
Утро. Естественно встал позже, чем думал, естественно закопался. Но в начале девятого уже прогреваю мотор машины и пытаюсь активировать навигатор. Вот люблю с ним ездить. И дорогу знаю, а с ним все веселее. Впрочем, иногда он нетривиальные пути подсказывает, что удобно. Но на сей раз чудо-девайс работать не хочет – сдох шнур питания от прикуривателя, а собственная батарея разряжена. Ну и Бог, с ним. Решаю по дороге купить новый шнур и ехать.
Итак, 8-43 – старт. Хотя с выездом и припозднился, но в воскресное утро машин мало – пробок не встретилось и в самом начале десятого выезжаю по Ярославке за МКАД. Топлива – четверть бака, а путеводитель настойчиво советует заправится около Москвы, поэтому заруливаю на заправку ВР и доливаю бак до полного. Меня тут же разводят на покупку двух бутылочек чая Липтон по цене одной. Шоссе, не сказать чтобы пустое, но пробок и затруднений нет и в 10 утра въезжаю в Сергиев Посад. Машину поставил на стоянке возле Макдональдса (не повторяйте моих ошибок – заезд на стоянку перед Макдональдсом, а не после него. Там кирпич висит. Хорошо, что ни одного гайца рядом не было) и отправился в Лавру.
Утренняя Лавра отнюдь не пуста, но какая-то особенная. Чуть позже понимаю в чем дело – в этот час еще нет туристов, только паломники, а это создает совсем другое настроение. Иду мимо Успенского собора, и тут меня осеняет – ведь там за углом могила Бориса Годунова! Подхожу. Низенький склеп под четырехскатной кровлей. Мраморные доски. Борис Федорович назван царем, а его сын – Федор Борисович – царевичем, хотя он и царем стать успел и правил с полгода. Что же и боярин Василий перед тем, как отправиться в Углич имел надо полагать встречу с боярином (тогда еще боярином) Борисом Федоровичем. Поклонился мощам Преподобного, набрал воды из источника, заглянул в трапезную – постный завтрак обошелся дешево и с собой купил четыре больших пирожка.
По дороге к машине купил в Связном и искомый шнур. Навигатор, правда на радостях вообразил, что в него воткнули не питание, а компьютерный разъем. Ладно, пусть зарядится, а пока поедем и так.
Сергие – Углич.
Выруливаю со стоянки первый перекресток, второй, а вот и поворот на Калязин – Углич. Машин уже довольно много, хотя с московским движением не сравнить. Отметил, что в Сергиеве даже маршрутки ведут себя вежливо. Дорога старая, обжитая – то и дело проходит через деревни и села. Примечаю несколько красивых храмов. С одной стороны, хочется остановиться, посмотреть, пофотографировать, с другой, - понимаю, что времени-то в обрез, и так припозднился. Пару остановок все же делаю и на одной из них реанимирую навигатор. Сразу стало веселее. Дорога очень красивая – она то взлетает на холмы, то спускает вниз.
Порой идет подобно туннелю по густому лесу, порой – открывает живописные виды на окрестности, а порой – петляет замысловатым серпантином по болотине. Описания и путеводитель говорят, что на дороге почти не бывает гаишников. И то верно, лишь две засады и об обеих предупредили встречные.
Подумалось – вот боярин Василий так же гнал своих коней, спешил к Угличу во главе пяти сотен дворян Государева полка, тоже не мог толком закусить и тоже не смотрел по сторонам. А вот засад ему не попалось. В те поры государевы люди по дорогам не разбойничали. Зато потом… но потом пока еще не было. Была дорога и повисшее над ней серое осеннее небо. Было сухо, что позволяло ехать быстро. Покрытие дороги в Московской области хорошее, в Тверской – приличное, но временами трясет на заплатках, в Ярославской – то трясет на заплатах, то метров 400 великолепного асфальта.
Вот и развилка между дорогами на Углич и Калязин. У развилки – торг. Торгуют рыбой, соленьями, изделиями народных промыслов яблоками да ягодами. Многие тормозят, но опять же, времени нет еду дальше. Переезжаю мост и вижу в лесу огромных размеров антенну супермегасекретного военного объекта. Так и написано было в одном путеводителе – в пяти километрах от Калязина в лесу есть суперсекретный военный объект с огромной антенной. Никто того секрета не знает.
Еду дальше. Дорога Калязин – Углич с несколько более оживленным движением но машин все равно мало. Тоже самое – деревни с покосившимися домами, громады величественных, но заброшенных церквей, навигатор сообщает о наличии рядом крупных водоемов, но с дороги их не видно. Погода… О погоде скажу особо – сумрак. Да так лучше всего сказать – низкие серые тучи, из которых за день не упало ни капли дождя. Редкие просветы в облаках не рассеивали общего сумрака. Свет фар, которые были включены за городом оставлял вполне заметный блик на асфальте…. Не самое подходящее время для путешествия и фотосъемки. Боярин Василий скакал со своими коллегами и свитой погожим, а может и не погожим, но все-таки майским днем. Может и тогда май был нежарким, а небо – затянуто тучами, но то что было светлее, то точно….
К концу пути дорога стала несколько утомлять. Навигатор показывал, что расстояние до цели уменьшается, хотелось, чтобы оно мгновенно куда-то исчезло, но так не бывает.. еду. Вот и Ростовское шоссе, поворот налево, еще несколько километров и миную въездной знак Углича, какой-то невыразительный на мой взгляд.
Навигатор вроде как знает расположение улиц в городе и названия некоторых из них, но адресов и названий всех улиц не знает – видимо карту города в атлас вставили недоделанной. рассудив, что лучше так, чем никак. Быстро доезжаю до центра, разворачиваюсь и после нескольких минут поисков паркуюсь неподалеку от Казанской церкви.
Углич
Угличский кремль и по сию пору отделен от города широким рвом. В путеводителе ров назван сухим, но сие не совсем верно – судя по виду дна во время паводка он наполняется водой, которая уходит отнюдь не сразу. Ныне на территории кремля - музей и парк. Углич – город туристический, и сейчас, не в сезон, выглядит опустелым, видимо здесь много народу кормится с туристов. Не успел дойти от машины до моста через ров, как получил предложение купить открытку, совершить экскурсию по всем памятникам и достопримечательным местам города в сопровождении личного гида, сфотографировать меня моим же аппаратом…
Вхожу по мосту в кремль. Тут пусто – гуляет несколько парочек, и тихо. Вот и былой центр города – внушительный Спасо-Преображенский собор, построенный в начале XVIII века на месте более древнего, колокольня, Богоявленский собор перестроенный большевиками в музейное здание. С него и начинаю – так как в нем Касса музея.
Боярин же Василий первым делом отправился в собор, где стоял гроб с телом убитого царевича и, говоря современным языком, провел процедуру опознания, после чего «плакался горько». Я же, купив билеты, отправился к т.н. «палатам царевича Дмитрия».
Сие каменное здание было построено как ядро дворца угличского удельного князя Андрея Большого, прозванного Горяй, младшего и непокорного брата Государя всея Руси Ивана III. Сии палаты были центральным зданием изрядного дворца, включавшего и другие постройки.
Именно в них и поселилась «царица» Марфа Нагая с сыном своим царевичем Дмитрием родней и двором. Поднимаюсь на верхний этаж палат по красивой лестнице-крыльцу, построенной в XIX веке во время реконструкции здания под музей.
Наверху – довольно просторная и довольно светлая зала, с кресчатым сводом несколькими витринами.
В оных витринах представлены различные предметы церковной старины в основном XVII века. От века XVI в палате представлены пара кресел, и это единственные предметы о которых можно предположить, что они видели угличскую драму.
Нижний этаж палат поделен на несколько комнат, в которых представлена экспозиция об истории Углича в XVII – XVIII вв.
Отдельный стенд посвящен погрому города поляками в Смутное время.
Выйдя из палат, я отправился к месту совершения злодейства – церкви св. царевича Дмитрия на крови.
Ее расположение довольно точно отмечает место произошедшего – уже сразу после похорон царевича на месте его смерти была поставлена часовня, потом деревянный храм, а потом и прекрасный памятник архитектуры конца XVII века. Его местоположение говорит о многом. Хотя плана города того времени раздобыть не удалось, но само расположение памятников - в углу кремлевской стены, показывает, что сие была максимально закрытая от посторонних территория. Проникнуть туда загадочным убийцам, о которых пишут некие публицисты, было практически невозможно…
Подхожу к ступеням храма и поднимаюсь на крыльцо. Посетителей мало и специально для меня смотрительница открывает тяжелый замок позапрошлого наверное века и отворяет тяжелую окованную металлом дверь. Потрясающее впечатление. В храме собраны некоторые реликвии, в частности угличский вечевой колокол, про который говорят, что это тот самый, что был сослан в Тобольск за то, что возвестил о смерти царевича и носилки, на которых мощи Димитрия были доставлены в Москву в 1606 году по приказу все того же боярина Василия, ставшего к тому времени царем Василием.
( колокол)
(носилки и рака)
После церкви направляюсь к Спасо-Преображенскому собору.
Храм освящен и помимо музейных функций уже работает по прямому назначению. Однако, билеты при входе проверять не забывают. В самом соборе виден раскоп, где под стеклом можно узреть все что осталось от прежнего собора, свидетеля угличских событий 159й года. Осталось надо отметить немного. Очень интересная выставка открыта в приделе храма. Она посвящена детям начала ХХ века. Представлены игрушки, школьные учебники, прописи и т.д. Вот тут бы поснимать, но именно тут снимать и не разрешают, даже за денежку. Привлекла внимание пропись 1882 года издания. На первой странице – подробный чертеж ученической парты и таблица размеров оной в зависимости от роста учащегося. Далее подробно показано как правильно держать перо, как карандаш, как располагать бумагу и т.д. и только потом – упражнения.
На стене висит жемчужина коллекции – рисунки из детского альбома начала ХХ века. Такие трогательные.. С разрешения смотрительницы сфотографировал два из них:
(цветущий корабль)
(Ангел)
Вышел из собора, немного прошелся по территории кремля, сделал несколько кадров и направился на выход. Около моста стоит небольшое деревянное здание, в котором располагается частный Музей городского быта.
Заведение подобно аналогичным в Переславле Залесском или Ярославле – много артефактов можно все смотреть фотографировать за отдельную плату есть аниматорская программа. В подвале здания располагается чайная (не работает) с прекрасно воспроизведенным интерьером. Очень доброжелательные сотрудники и в отличие от государственного музея – продаются краеведческие и местные исторические издания – одна из целей поездки. Выхожу из здания очень довольный, карманы куртки отягощают три книги и два журнала.
Из коллекции музеума - несколько кадров:
(Мишки в лесу. Картина такая в чайной висела)
(Котик в сапогах и мишка Мишук)
(Швейная машинка в стиле мини)
(Слоники)
(Деловая обстановка)
(портрет адмирала. С.О. Макаровf)
В сущности, программа поездки выполнена, но есть еще некоторое время.
(Гостиница "успенская" в центре города.)
(дом купцов Евреиновых - промышленников, меценатов, благотворителей и просто хороших людей. Ныне занимают городские и районные власти)
Думаю, не пойти ли к Дивной церкви, и решаю было не идти, и вдруг замечаю ее купола совсем недалеко. Иду. Переулки и улицы центра города с малым движением и довольно пустынные. Хотя часы показывают около трех, создается впечатление позднего вечера. Дохожу до стен обители. Алексеевский монастырь был основан в 1371 году митрополитом Алексеем. Помимо прочего обитель играла роль укрепления на подступах к городу. В 1610 году ее защищал небольшой стрелецкий гарнизон и горожане, сошедшиеся под защиту стен. В ходе трехдневного отчаянного боя поляки взяли обитель и перебили всех ее защитников. Как храм-памятник доблести уличан в 1628 году во времена благочестивого и мудрого государя Михаила Федоровича была построена величественная трехшатровая церковь Успения Пресвятой Богородицы, за свою красоту прозванная Дивной.
Подхожу к воротам. Монастырский двор пуст, но дверь в храм отворена. Поднимаюсь по высоким ступеням крыльца и попадаю в темную освещаемую лишь огнями свече церковь. В ней почти никого нет – только монахиня за книжной лавкой… Тихо, покойно. Вообще весь Углич – город тихий и покойный. Может в сезон когда туристов много оно и не так, а вот сейчас – тихо все и покойно….
Выхожу из храма и снова фотографирую его и стоящий рядом храм Иоанна Предтечи (1681 года постройки) с красивыми изразцами.
Съемка на территории обители платная, но никто за сим не следит. Денежку можно отдать монахине в лавке или бросить в копилку.
Иду обратно по все той же пустынной улице с разбитым асфальтом и грязными тротуарами. По сторонам – дома старого времени. Иные в очень приличном состоянии, иные в заброшенном. Отрадно, что и новые дома в исторической части Углича строятся с попыткой вписаться в старый стиль. Если бы еще не мерзкой силикатный кирпич… Впрочем, когда штукатурят он очень даже и ничего.
Улица выводит к перекрестку за которым возвышается величественный Богоявленский собор Богоявленского же монастыря.
Если коротко – модель храма Христа Спасителя в Москве в масштабе 1 к 3 выполненная автором. Может из-за низкого неба собор кажется слишком приземистым и негармоничным. Выше по Ростовской улице располагаются иные постройки монастыря в числе их и красивая церковь Федоровской Богоматери.
Увы, времени толком осматривать уже и нет. Спускаюсь по Ростовской улице к центру. Подумал, не зайти ли пообедать в какой-нить кабак, но те, что были открыты производили впечатления местных злачных мест, а два вполне приличных были закрыты по причине выходного дня. В путеводителе есть еще несколько указаний, но решаю ими не пользоваться. Прохожу мимо дремлющего на стоянке форда и мимо новопостроенной усадьбы с претензией на шик выхожу к берегу Волги. Усадьба сия, судя по флагу, принадлежит газпромбанку. Нельзя сказать, что здание красиво, но в то же время оно и не уродливо. Некая смесь классицизма и ампира, невысокое, в общем если и не радует глаз, то и не мозолит. С берега Волги открывается вид на плотину угличской ГЭС.
Думаю, не воспользоваться ли оной, чтобы переехав на другой берег снять кремль, но потом отказываюсь от этой мысли, так как дорога по другому берегу только грунтовая и не факт, что проходима для фьюжа, а во-вторых, – просто мало времени – пока доеду уже стемнеет.
Захожу в Казанскую церковь.
Нижний храм почти пуст. Горят свечи. У стены замечаю икону Государя, и на душе сразу становится легче. И обратная дорога уже не тяготит.
Возвращаюсь к машине, выгружаю трофеи и с аппетитом обедаю лаврскими пирожками, оказавшимися удивительно вкусными и сытными. Настраиваю навигатор, и, как и планировал, в 15-55 стартую обратно.
Дорога домой.
В 16-05 миную городскую окраину и выезжаю на Ростовское шоссе. Всего в 10 верстах впереди находится знаменитый монастырь Николо Улейма, в котором давно мечтал побывать, но времени уже нет, поэтому на повороте послушно поворачиваю в сторону Калязина.
Навигатор сообщает, что до дома 260 с хвостиком километров. Почему-то эта цифра вызывает некоторое уныние – понимаю, что случись что с машиной – долго буду выбираться. Возможно на настроение влияют и быстро сгущающиеся сумерки. Уже к половине пятого становится почти темно.
Еду. Движение не то, чтобы интенсивное, но есть. Впереди тащится фура с мегабочкой, легковушки по очереди ловко обгоняют ее. Вот и мой черед. Так, четвертая, высунуться, впереди прямой участок вроде чисто, только совсем впредеди огоньки встречного. Маленькие огонечки – далеко он должно быть., успею. Поворотник, газ, руль влево. Рыча мотором фьюж несется по встречной и тут я с легким ужасом замечаю, что встречный не так уж и далеко – просто этот… этот… едет с габаритами и противотуманками. Ну совсем как тогда под Вологдой. Газ! Газ, Резкий поворот направо и форд уходит на свою полосу. Извинительно мигаю бочке аварийкой, перекрестился – спасибо тебе, царю Николае и тебе царевич Дмитрий, что уберегли…. И зарекся обгонять если вижу на встречке фары….
Навигатор сообщает о приближении поворота на Сергиев. Антенну суперсекретного объекта в темноте не видно. Вот и поворот. Торможу, пропускаю редкие машины, поворот, проезжаю мимо торгующих. Думаю – чего это они так поздно стоят, и тут понимаю, что это темнота создает впечатление позднего времени. А на самом деле – около пяти вечера. Совсем не поздно.
Еду. Навигатор сулит 89 километров до поворота на Сергиев. Кругом темнота. И самое страшное в этой темноте деревни. И даже не то, что в них нет фонарей. Просто когда едешь днем и не видишь людей на улицах это не напрягает – мало ли у кого какие дела, а вот когда в ранней осенней темноте проносишься через деревню и свет в окне горит в одном от силы в двух домах, вот тогда страшно. Страшно насколько запустел этот край….
За мной начинают скапливаться машины. Странные люди. Хочется неоном написать на пятой двери – «Еду как могу». Т.е. от 80 до 100 км/ч. Хотите быстрее – так обгоняйте, благо встречка свободна. Нет, скапливаются за спиной и ждут чего-то. Дорога темная, периодически включаю дальний свет. Вернее переодически выключаю его когда появляется втречный. Один раз переключился ровно наоборот и ехал километров пять с дальним, пока мне не поморгали. Впрочем, потом меня все-таки обогнали и ближе к Сергиеву образовалась внушительная колонна. Населенные пункты пошли чаще и со светом и фонарями, все веселее. После одно из них скорость резко затормозилась. Едем 47 км/ч (по навигатору) Оказывается на дорогу выполз древний москвич 2140 и водитель видимо его берег. Хотя по идее москвич такой машина резвая. Этим летом меня на новориге такой обошел, а на спидометре за сотню было.
Как назло линия разметки стала сплошной и все покорно тащимся за тихоходом. Отметил, что через сплошную обгоняют все-таки редко. Но вот прерывистая и автораритет скрывается за кормой. Вот и перекресток. Навигатор предлагает повернуть на север, чтобы миную Сергиев выехать на Ярославку – так мол быстрее. Не соглашаюсь и еду через город – так оно заметно короче, да и на лавру бросит взгляд хочется. Пробок нет и город быстро остается в стороне. Только и успел перекреститься да поблагодарить Преподобного. Ярославское шоссе едет быстро и до Москвы уже недалече. Перед самым въездом в Москву – пробка. Вернее так не пробка, а замедление. А дальше все просто – МКАД, Ленинградское шоссе, Панфилова, Народного ополчения, и вот он дом-нора. «Вы у цели».
Позади – 500 с лишним верст. То что хотел увидеть – увидел, что должен был снять – снял, пусть и не с лучшим качеством, то, что искал – нашел, хотя и не полностью. В общем и целом – получилось.
А.