Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Category:

О повышении цен на проезд в электричках. Обывательское

1. Ничего хорошего в повышении цены за проезд я как всякий обыватель не вижу. Чего ж тут хорошего? Никакие общегосударственные и в целом полезные задачи меня в данном случае не вдохновляют. Если есть возможность не поднимать цены, не надо их поднимать.



2. Претензии большинство протестующих высказывают несколько не по адресу - РЖД не смогло бы провести сие, без санкции правительства Московской области. Вот кто главный виновник. То, что РЖД хочет повысить цены - нет ничего удивительного, кто того не хочет? А то что ему это позволили - это вопрос уже политический. И пинать надо именно, что авторов разрешения на повышение цен.

3. О ценах. И об истории. Начать надо с советских времен ибо в них в большевизме и есть корень нынешних проблем. Рассмотрим подробнее. Цена на проезд в советских электричках устанавливалась исходя из социальных требований но никак не экономических. Это понятно, и для нас важен аспект не экономический, а именно социальный - граждане привыкли, что электричка это дешево и сердито. Эта привычка сильна по сию пору. Народ любит сравнивать цены в маршрутке и на электричке и возмущаться тем, что маршрутка, которая перевозит 12 человек дешевле электрички, перевозящей несколько сотен. Между тем, ничего удивительного в этом нет. Во всем мире преимуществами ЖД транспорта являются - 1. Регулярность (на ЖД не бывает пробок), 2. Комфорт (электричка всяко больше автобуса и в ней можно обеспечить лучшие условия для путешествия. Попробуйте взять с собой в маршрутку или автобус велосипед или тележку с рассадой, а электричку - легко) 3. скорость - Электричка способна доставить вас из Москвы в Можайск за полтора часа (даже не скоростная) а наши автодороги такую скорость выдерживать не позволяют. За все эти преимущества нужно платить посему проезд на поезде Москва-Ставрополь куда как дороже, чем на автобусе по тому же маршруту. Для электрички действует та же самая закономерность.
Другое наследство, доставшееся нам от советского периода и по сию пору непреодоленное - это слабая интгрерованность транспорта между собой. Поразительно, но капиталистическая Европа добилась в этом куда больших успехов, чем плановое хозяйство в совдепии, верхом достижения которого стали "волны" электричек и согласование расписания электричек и автобусов (что бывает далеко не всегда). Что до прочего - даже с метрополитеном - предельно близким ЖД транспортом, который в годы советские подчинялся тому же МПСу, никакой увязки нет. В Москве множество станций метро находятся рядом с платформами электричек и только три из них позволяют переходить из поезда в поезд не выходя на поверхность.
Где уж говорить о поездах, которые часть пути проделывают как электрички, а часть как метро (аналоги немецких С-баннов).
От совдепии нам досталась чудовищно негибкая система оплаты проезда. У нас нет комбинированных билетов "электричка-метро-автобус", нет дневных проездных, нет недельных проездных, нет "городской карты". И ничего существенного к лучшему за последние 20 лет не изменилось - даже пресловутые билеты со штрихкодом дают сбой, если пытаешься выйти на станцию раньше, чем пункт назначения.
Все эти проблемы по-прежнему остаются нерешенными и порождают ту "разруху на транспорте" о которой так мечтают большевики.

4. О РЖД. Если сравнивать РЖД с другими секторами российской экономики, то хочется местами прослезиться от умиления - добрый механизм сделали в царской России, даже большевики и их последышы сломать не смогли. РЖД сохранилось как единый механизм, строит пути, строит что не менее важно новые вагоны и локомотивы. Пять лет назад увидел фото испытаний нового локомотива "Ермак" - увидел и подумал - так и будет он опытным еще 5 лет. А в прошлом году с приятным удивлением узнал, что больше двух сотен "Ермаков" уже работают на транссибе. И новые электрички, что стали выпускаться в стране, и все тот же пресловутый "Сапсан" который сделал возможным _ежедневное_ скоростное сообщение между москвой и Питером. Конечно не без проблем. Ребрендинг дурацкий? Дурацкий соглашусь, но сколько раз перекращивал свои аэропланы тот же аэрофлот? То-то...
На фоне прочей российской действительности РЖД - просто оазис какой-то.

5. И снова вернусь к тому, чего начал - борьба обывателей за снижение цен. Надо отличать ее от выступлений левых, которые во всем готовы видеть начало новой смуты. Не так давно, один умный человек рассказал нам забавную историю - шел с ним некий кавказский джигит и при входе в метро лихо так сиганул через турникет. А потом сказал человеку - вы русские, не воины, вы платите за проезд, воины не платят. Такой менталитет у джигита. Интересно, что в русском обычае, тот кто не платит за проезд зовется не воином, а вовсе зайцем - не самым воинственным зверем.... Вот и наши левачки тоже собираются воинствовать - с травматиком идти воевать с контролерами.
Цены так понизить нельзя. Силового противостояния с РЖД обывателю не выиграть. Но другие способы ее прижать есть. Их и надо использовать.

А.
Tags: обывательское, розмыслы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments