Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Categories:

Еще один кусочек

некоего проекта.... На этот раз - советские неподцензурные мемуары времен войны. Он был готов слабее к моменту прекращения работ, а потому и статья из него вышла не очень.
http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/ot_gerojev_bylyh_vremen_2010-05-14.htm

Редактор ее изрядно порезал, кому интересно, выложу под катом выпавшие куски:


Начало было таким:

Зеленая каска, плащ-палатка, начищенные сапоги и автомат ППШ на груди – такой образ советского солдата времен Великой отечественной войны стал хрестоматийным. Таким воина-победителя изображают на плакатах, таким его играют актеры в цветных фильмах (В цветных, потому что в старых черно-белых, советский солдат куда более реалистичен. Но кто сейчас смотрит черно-белые фильмы?). Этот образ появился не сам по себе, его создавали, журналист и писатель Константин Симонов в своих мемуарах «100 суток войны» показал, как рождался этот образ – «Перед тем, как заснять Гаврюшкина, Трошкин (фотокорреспондент – А.М.) заставил его перепоясаться портупеей, надеть через плечо автомат, а вместо фуражки – каску. Вся эта амуниция удивительно не шла капитану, как она обычно не идет людям, сидящим на передовой и каждый день глядящим в глаза смерти…»



О мемуарах как о жанре:
""И не только визуально – в кино и фото. Он формировался и на страницах советской литературы о войне и даже в самой казалось бы достоверной ее части – мемуарах. Главной особенностью, присущей мемуарам как жанру является именно субъективный взгляд на события со стороны конкретного человека – автора. Он (автор) может ошибаться в фактах, ошибаться в названиях, именах и датах, но свои мысли, чувства, мотивы действий – это будет точно. Однако, советская идеологическая машина не могла оставить на самотек воспоминания участников войны. Их воспоминания должны были занять свое место в том лакированном образе войны, который создавался пропагандой. В формировании этого образа главную роль играли два мотива – естественное стремление скрыть и приуменьшить неприглядные стороны собственных действий, а также стремление создать идеальный образ советского воина. Ведь согласно идеологической установке главную роль в Победе сыграло руководящая роль коммунистической партии, а точнее – идеологии коммунизма. Поэтому и воин-победитель должен был соответствовать критериям этой идеологии.
Поэтому в ходе «литобработки» из мемуаров советских солдат и офицеров вымывалось все, что бдительному оку казалось «несоответствующим». Генерал В.С. Петров вспоминал, как бдительный цензор требовал убрать из его мемуаров… козу. Мол, животное в русских сказках имеет не самую лучшую репутацию, а потому – лучше бы его или заменить или убрать совсем.
А что в итоге? В итоге, изданные в советское время военные мемуары солдат и офицеров низового звена получались весьма однообразными, а их герои – практически идеальными, будто бы сошедшими с плакатов. Это желание приукрасить действительность в итоге привело к обратному эффекту – читатель либо переставал верить написанному, либо не мог соотнести автора книги с собой – человеком обычным и отнюдь не идеальным. ""


Из хвоста статьи:
""Наши войска стали одолевать немцев не только числом, но и умением, а большие потери и неудачи стали вызывать не только горечь, но и злость на непрофессионализм тех, кто их допустил.
«На зеленях взошедшей ржи на косогоре белыми лебедями лежали сотни убитых наших людей в маскхалатах, погибших в ходе неудачного наступления в марте, которое координировал представитель Ставки Климент Ворошилов. Наши войска, наступая почти от Пскова и до Острова захлебнулась тогда в собственной крови…»
И была еще одна сила – боевое товарищество, братство по оружию. Согласно официальной советской доктрине, это качество всегда было присуще наше армии, по-другому и быть не могло. Но в жизни все было сложнее. В мемуарах часто встречаются истории «заимствования» недостающего, или просто ценного военного имущества у соседей. Порой даже вооруженная охрана не могла гарантировать сохранность склада с «резервным» продовольствием. Пропадало не только имущество, пропадали люди и даже целые подразделения. Сергей Голицын вспоминал, как при передислокации исчезли две роты военно-строительного батальона - «И только полгода спустя обнаружилось, что их переманила к себе какая-то совсем чужая, даже из другого фронта, саперная часть, в которую они и влились во главе с майором Мейендорфом и со всеми своими офицерами стариками, солдатами и девчатами».



О мотивации:

За что воевал советский солдат? Такой вопрос, на первый взгляд может показаться странным. И просится ответ – за Родину, за ее свободу и независимость. Но что такое «родина»? Кстати, само это слово редко попадается на страницах воспоминаний. На страницах книги «Волоколамское шоссе» - одной из лучших советских художественно-документальных книг о войне, есть весьма примечательный эпизод, где командир батальона разъясняет солдатам, что такое «Родина»:
«- Родина - это ты! Убей того, кто хочет убить тебя! Кому это надо? Тебе, твоей жене, твоему отцу и матери, твоим детям!»
Вот это стремление уничтожить вторгшегося в страну врага, нарушившего привычный порядок жизни, и было главным для советского солдата. Поэтому наивными кажутся рассуждения иных современных публицистов о том, что выйдя к своим границам в 1944-м году, советская армия должна была бы остановиться, чтобы не дать повода нынешним нашим соседям обвинять СССР в «оккупации под видом освобождения». Да, к 1944 году обозначилась усталость от войны, но у солдат было понимание необходимости довести эту тяжелую работу войны до конца, уничтожить противника.

А.
Tags: ссылки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments