Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Categories:

"По ком звонит колокол" - Э. Хемигуэя.

Думал по прочтении написать большой связанный текст, но то ли времени не нашел, то ли не получилось, в общем - что есть, то есть - сумбурные заметки по прочтению.


1. Об авторе.
Особенно с творчеством сего американского писателя я не знаком. Читал лишь "Прощай оружие", да "Праздник который всегда с тобой". Прослушав книгу, специально почитал материалы в сети о самом Хемингуэе и его участии в испанской войне. Что отметил - при всем своем положительном (казалось бы) отношении к республике, он на этой войне предпочел остаться в стороне. Вот в первою мировую - вступил в итальянскую армию, хотя вовсе не обязан был этого делать, во вторую - опять же добровольно "воевал" в американской... А тут - остался в стороне. Не стрелял... И это мне кажется важно.

2. Люди и животные.
Когда автор описывает испанских герильясов - республиканских партизанов, то мы видим перед собой шайку людей, утративших человеческий облик. Они и живут звериным обычаем - стоит вожаку дать слабину, как все готовы согласиться на его убийство (Акела промахнулся, мочи гада), озверение - это часть революции 10-я глава книги хорошо это показывает. Зверства республиканцев (причем немотивированные) выглядят куда нагляднее и подлее, чем зверства фаланги, которые и зверствами то собственно не являются, а являются обычным людским паскудством. Вся эта животная составляющая пронизывает и "любовную линию" романа, которой так восхищаются в анотации. Мол, "настоящая любовь", которая сводится к тому, что самка и самец увидели друг друга и спарились. Грубо? Да, грубо, но ничего кроме плотского единение в отношениях Роберта и Марии нет. Мария совершенно не знает ничего о своем "муже", а он и не стремится узнать ничего о ней - что она любит, о чем мечтает. кем хочет быть в этой жизни....
И еще один аспект этой темы - люди, все-таки высшие создания, и животными стать не могут, даже если и пытаются. Безнадежность усилий республиканцев показана автором и через их мечты. Они не мечтают о республике, "где все будет хорошо", они предаются воспоминаниям о днях старой, королевской Испании, где можно было ездить на море и есть креветок, где на деревенских праздниках убивали быков перочинным ножиком, где возвращались с охоты и крестились проходя мимо церкви...

3. И еще люди.
Автор был только в республиканской части Испании и тем поразительнее его описания солдат националистов. Поразительны тем, что они очень человечны. Звери там, в республике, или где-то в тылу, в фаланге. А на фронте, на линии огня - обычные люди, злой волей республики вынужденые бороться с ней. И замерзающие на посту солдаты, никогда прежде не видевшие гор и снега в мае, и лейтенант наварец, которого пытается, да так и не убивает Роберт в последние моменты жизни... Хемингуэй понимает этих людей, как понимал солдат итальянской армии, с которомы бок о бок воевал в Капаретто, как понимал солдат как таковых вообще. Это солдаты, а не озверевшая банда убийц, вызывающая у писателя смесь ужаса и восхищения.

3. Главный герой.
Очень интересный образ получился. Человек, который как Портос - "дерусь потому, что дерусь". Только вот Портос-то прекрасно знал, за что дрался, а слова его отговоркой были. Тут вроде как тоже герой знает - против фашизма. "Я десять лет назад понял, что такое фашизм и стал бороться с ним". Действие романа происходит весной 1937 года. Интересно, где он встретил фашизм в 1927-м и где все эти годы боролся? Впрочем, в реальности герой врет. Ибо по его же воспоминаниям он предшествующие войне 9 лет занимался другими вещами - пил в Париже, путешествовал по Испании, преподавал, писал книги, в общем на боротьбу мало похоже. Он врет. Постоянно врет испанцам. Во всем. И когда говорит о своем отце (он застрелился, чтобы избежать пыток) и когда говорит о могуществе республики и т.д. врет, и откровенно пытается манипулировать всеми этими партизанами. Кстати, Пабло это чует и именно поэтому не хочет работать с ним вместе. Потому что знает - если Джордану будет надо - он положит всех партизанов а уцелевших пристрелит из своего томпсона.
Опять же мечты главного героя. Не о будущем торжестве антифашизма или коммунии. Нет, все проще - вернуться бы к осени в родной университет благо виза еще не кончилась. Он стал циником. Он был наивным романтиком когда вступил в войну, о чем сейчас сам же вспоминает с усмешкой, а теперь он циник. Ни во что не верящий циник, исполняющий свой долг... Долг перед чем или перед кем? Когда герой задумывается об этом его мысли обрываются.

4. Республиканцы, коммунисты, "русские"
Хемингуэй хорошо описывает весь бардак, царящий на стороне красных. Хаос, когда о наступлении знают даже продажные девки, не говоря уже о пятой колонне или франкистах. Всего двумя эпизодами показаны интербригады и их командир - Марти, весьма правдоподобно показанный редким уродом. Посмотрел материалы по интербригадам - нда 20000 добровольцев, 5000 - погибло в боях, 6000 - расстреляно своими по политическим обвинениям.
О коммунистах герой пишет двояко - с одной стороны - дисциплина да. Их части самые устойчивые в бою, а с другой... всего в одном эпизоде показана Пассионария, и буквально размазана по стенке. Мальчишка республиканец, окруженный во вражеском тылу сражается с ее имнем на устах, а для нее он не существует - в тылу де франкисты друг с другом воюют, нет для нее мальчика Хоакина, а собственный сын есть. Причем в далеком безопасном СССР. Вся фалшь ее лозунгов и выступлений показана двумя тремя штрихами, но как метко....
о русских. Собственно русских в романе нет, они только упоминаются. Есть "русские" - представители интернационалки присланные из СССР - Кольцов и тот же Гольц. Кольцов (карков) особенно привлекал Хемингуэя то ли интеллектом, то ли образом совершенного циника и злодея. Главный герой смотрит на него как на зверя чудного, интересного, но все-таки не равного себе. Джордан не воспринимает в серьез ничего из предложений Каркова (ага, сейчас поедет он в Москву учиться коммунии), он не собирается беседовать с ним об испанской литературе, но тот ему интересен как представитель революционной элиты, реально двигающей красное колесо по планете.

И в целом - насколько честная и антиреволюционная книга получилась. Причем антиреволюционная именно благодаря честности. Ты хочешь стать революционером? - тогда готовься к тому, что будешь руками и дубинами убивать соседей, будешь прятаться по горам как зверь в компании (стае) таких же зверей, ты будешь убивать таких же как ты людей, оказавшихся на чужой стороне, просто потому, что они не хотят становится зверьми. Ты будешь мечтать о прошлом и сам же будешь его разрушать. Если ты готов к тому - добро пожаловать под красный флаг.
На который автор посмотрел, и предпочел отойти подальше.
А.
Tags: книги, розмыслы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments