Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

По Тверской губернии


О пользе изучения карт.
(отступление)
Зачем карты если есть навигатор? Да еще с хорошими картами от Навител? Который заброшенную деревушку между Торжком и Старицей нашел, и маршрут к ней проложил? Однако, навигатор навигатором, а карта надежнее. Навигатор решил, что ехать надо через питерское шоссе, через Торжок или Медное. Знает ли навигатор что такое питерское шоссе? Светофоры, пробки, населенные пункты и т.д. ? Не лучше ли ехать по старинной дороге через Ярополец и Старицу? Попытки предложить навигатору такой вариант оказались безуспешными. При добавлении Старицы как промежуточного пункта, он делал здоровенный крюк, но от идеи ехать по питерскому шоссе не отказывался. Пришлось пойти на хитрость – назначаю ему конечный пункт Ярополец, потом продляю маршрут до Старицы. Потом – до Переслегино – вот тогда да, строит все как надо. Впрочем, у навигатора есть и еще одна особенность, доставившая немало хлопот, но об этом позже.

Выезжаем рано утром, но уже по свету. Новорижское шоссе свободно. Погода не самая благоприятная для съемки и осмотра достопримечательностей – облачно, периодически налетают снежные заряды. Но что делать – дорога в Переслегино грунтовая, через неделю – другую ее развезет, к тому моменту, когда все высохнет – зелень деревьев закроет храм… Поворот на Волоколамское шоссе – объездная Волоколамска, Ярополец, Лотошино…. Навигатор уверенно ведет к Старице. Вот и стенд большой – Тверская область. Едем по гладко укатанной снежной дороге. Грейдер расчищен, и пока тверд, только в паре мест дорогу пересекают небольшие ручейки. Появились первые деревни, и вот въехали в большое село Гурьево, также известное как Гурьево-Воскресенское. Останавливаемся около Никольской церкви. Величественный храм, стоит на крутом берегу реки, возвышаясь над селом.

Увы, за два года, минувших с момента предыдущего посещения (http://kitowras.livejournal.com/563473.html) никаких изменений к лучшему в его судьбе не произошло. Все те же таблички с призывами помочь в восстановлении, та же чистота в церкви, та же веревочка, отделяющая место Алтаря… те же трещины в стенах, тот же пролом в куполе….



Увы, видимо дело восстановления храма пока не сдвинулось с мертвой точки. Разве икон на стенах стало побольше.

Едем дальше. Дорога становится асфальтовой, позволяя поддерживать нормальную скорость. Проезжаем несколько интересных сел, но не останавливаемся – до цели еще далеко, а дорога не ясна. Впрочем, небольшую остановку делаем в селе Степурино, чтобы сфотографировать величественный храм Флора и Лавра.




Село, по-видимому, было весьма богатым и преуспевающим – дома в центральной части каменные, довольно привлекательной архитектуры.


Вот и Старица. Переезжаем через мост и делаем остановку для небольшого осмотра достопримечателностей. Спускаемся к берегу и фотографируем великолепно восстановленный монастырь,


а вот старые торговые лавки продолжают разрушаться – у здания рухнула крыша, лишь левое крыло его, представляющее собой жилой дом, поддерживается в должном порядке и там живут люди.


Поднимаемся на городище и фотографируем величественный Борисоглебский собор.


Огромный, приземистый и какой-то приплюснутый что ли. Рядом – изрядной высоты колокольня, крепостной вал, две сосны – и пустота, будто не в центре города находишься, а где-то в поле чистом…







Возвращаемся к автомобилю и пытаемся двинуться дальше. Навигатор уверенно приказывает свернуть на какую-то улицу, затем выводит фактически на то же место и собирается погнать нас на второй круг. Останавливаемся и достаем карту. Проблема навигатора в том, что он делит дороги на две категории – асфальтовые и все остальные. Причем, если асфальтовые он различает, то грунтовые свалены в одну кучу – и грейдеры , и лесные и две колеи в поле. Соответственно, включив опцию «использовать грунтовые дороги» (а как не включить ее, если в Переслегино асфальта нет?) постоянно сталкиваешься с желанием электронного штурмана услать тебя на какой-нить узкий раздолбанный проселок или полевую дорогу, которых он знает предостаточно (такое достоинство навителовских как подробное знание местности выходит боком). По бумажной карте наметили путь к Высокому через Паньково – Игнатьево. Поехали. До Паньково доехали благополучно, далее увидели замечательный указатель – «Тверь АД «Россия»» - посмеялись, а зря. Навигатор завопил – сворачивай направо. Ага сейчас поверну направо с асфальта, проломлю сугроб и попрусь по заснеженному полю. Едем мы дальше, через каждые 500 метров слушаем советы «поверните направо» и игнорируем, потому как сворачивать попросту некуда. Я уверен, что мы едем правильно, но около одного села решил остановиться и посмотреть на карту. Остановился, посмотрел. Не так уж и глуп наш электронный друг. Оказывается, мы действительно ехали не туда. Разворачиваемся, возвращаемся в Паньково и ищем дорогу на Игнатьево. Опять у той же развилки, где Тверь и АД Россия. На карте есть дорога к Игнатьеву и через него на Высокое. Причем дорога асфальтовая. На местности, в нужном направлении есть узкая расчищенная дорога, шириной в одну машину. Навигатор уверяет, что нам туда. Ну ладно, дорога узкая, но расчищена хорошо, следы легковушек на ней есть…. Поехали! Едем. В паре мест стремновато, но ничего особо страшного нет.


Навигатор советует повернуть направо. По логике он прав, нам бы и надо туда, да и дорога вроде как есть – под снегом угадывается насыпь, да вот беда – дорога та не расчищена ни капли. Едем дальше. Дорога доходит до домов неких и… кончается. Причем дома эти, скорее всего не Игнатьево, а отдаленная часть все того же Паньково. С огромным трудом разворачиваю машину и обратно. Выбираемся на асфальт. Думаем. Навигатор предлагает выбраться на питерское шоссе и ехать через Торжок. Жалкие 180 км и вы у цели. Нет, так не пойдет. Выключаем маршрут и едем через станцию Старица, Братково, Дмитрово, на Тальи, где поворачиваем в сторону Высокого. Включаю маршрутизацию. Навигатор радостно строит маршрут как мы и намечали через Высокое. Едем. Час с лишним потеряли на эти блуждания. Вот и Высокое. Навигатор предлагает свернуть на какой-то невразумительный проулок, с опаской повинуемся, пара поворотов и мы выкатываемся из Высокого по отлично укатанной дороге. Въезжаем в Курганово и видим на противоположном берегу Тьмы величественный ансамбль из двух храмов и руин колокольни. Останавливаем машину и делаем несколько кадров.




Дорога идет дальше, миновали Кожевниково. Здесь по описаниям асфальт должен смениться грейдером, но под колесами разницы не заметно – по-прежнему расчищенный и укатанный снег.
Навигатор в очередной раз «радует». Нет, он по-прежнему указывает дорогу на Переслегино и правильно указывает, но почему-то считает, что мы едем… по озеру. Натуральному большому такому озеру. Хотя за окном стеной стоит лес.


Дорога ныряет в низину, тут покамест сухо, и бодро карабкается наверх. Въезжаем в село. Где тут церковь? Вот она – указывает Володя, и мы видим купола, на другой стороне. Дорога делает подковообразный поворот, и мы тормозим около храма.Выходим. Под ногами – лед. Вернее обледенелый снег. К храму ведут следы от дороги. Похоже кто-то тут был совсем недавно, м.б. даже сегодня. Этот кто-то носит трекинговые ботинки приблизительно 39 – 40 размера и не слишком тяжел. Снег плотный, но тушку не держит – периодически проваливаемся по колено, а то и ниже. Храмов тут два.

Ближе к дороге стоит Храм святого благоверного князя Александра Невского, построенный в конце XIX века.

Подходим к нему. У колокольни и церкви рухнули своды, во внутреннем пространстве здания вырос натуральный лес.




Деревья поднимаются к небу вместе со столбами, которые некогда поддерживали своды. Жуткое зрелище…. Около колокольни – сброшенная на землю луковичная главка.



Второй храм, по оценкам специалистов, является одним из малоизвестных, но ценнейших памятников архитектуры Тверской губернии.

Подробно о нем можно почитать в блогах почтенных и уважаемых членов Общества изучения русской усадьбы - http://community.livejournal.com/arch_heritage/471326.html и http://av-otus.livejournal.com/20610.html
Официально он называется так – церковь святых апостолов Петра и Павла в селе Загорье. (Кстати, на современной карте храм обозначен именно в Загорье). Загорье фактически слилось с Переслегино, причем таблички с названием села нет, а с названием Переслегино есть. Возможно именно поэтому в литературе, посвященной истории архитектуры, храм назван именно храмом в Переслегино).

Построен он по проекту выдающегося русского архитектора XVIII века Николая Александровича Львова (1753 – 1804) и является авторским повторением собора святого Иосифа в городе Могилеве. Документов, подтверждающих авторство архитектора, покамест не найдено, но сходство, почти тождественность проектов не оставляют у специалистов сомнений.
Собор в Могилеве был заложен в мае 1780 года присутствии императрицы Екатерины Великой и императора Священной Римской империи Иосифа II и являлся материальным памятником российско-имперскому союзу, направленному в первую очередь против Османской империи. Цель была прозаичной – окончательное изгнание турок из Европы и возвращение христианства на берега Босфора. Этот идеологический подтекст был выражен и в архитектуре храма. Широкий, с низким куполом, с многочисленными элементами классической архитектуры. Своим обликом он напоминал ранние византийские храмы, в которых было много от архитектурного наследия классической Греции. Эти колонны с античными капителями, хоры над входом, крестообразная форма основного пролета и чудесный двойной купол.
Этот величественный храм, бывший центром целой площади большого губернского города, был уничтожен большевиками в 1938 году. И до недавнего времени никто не знал, что тут, между Торжком и Старицей стоит его точная копия.

Единственное отличие тверского храма от могилевского – это две башенки-звонницы в передней части здания. Причем построены они так гармонично, что, по мнению почтенного А.В. Чекмарева, речь может идти об авторской доработке проекта. Доподлинно неизвестно когда именно и по чьему заказу был построен этот храм.
Подходим к дверям.

Деревянные двери украшены резьбой, и слегка приоткрыты.

Снег вокруг храма – красный от кирпичной пыли – ветер разрушает здание… Внутри полный разгром – крыша и своды трапезной обвалились и теперь она напоминает внутренний дворик античного дома с греческими колоннами, только пол, лишенный защиты развалился и сгнил, обломки досок и балок засыпаны снегом, с колонн давно облетела штукатурка…








В центре храма пол еще держится, но ближе к алтарю снова изломан, балки обуглены, но все это видишь потом, потому что стоит поднять голову в верх и предстает настоящее чудо…


Храм имеет двойной купол – внутренний подсвечивается через окна наружного, что создает иллюзию голубого и глубокого неба…





Удивительно, но эффект конструкция производит по сию пору.

От фресковой росписи уцелели лишь немногие фрагменты,

от карнизов, леплины, декора – немногим больше. Прямо по середине лежит белая завитушка – видимо совсем недавно упала…
По узкой винтовой лестнице, наполовину засыпанной снегом, поднимаемся на колокольню.

Вот выход на хоры.

Деревянные балки все еще стоят, но пола нет и ступить на них страшно. С колокольни видно, в каком плачевном состоянии находится храм.

Крыша рухнула и своды остались один на один со стихией




– долго ли протянут?

Трещины пошли по стенам, алтарная часть как бы заваливается…
А еще с колоколен открывается чудесный вид на окрестности.

Сразу видно, что место для храма выбрано не просто так, он гармонически вписан в окружающий ландшафт и является центром округи.




Парадные двери уцелели несколько в большей степени, чем боковые.



Некие железные конструкции – возможно остатки замка или запора,



чудная деревянная резьба

– некогда двери сии были частью единого, гармонического облика храма.
А как величественно он смотрится с фасада!

Широкий фронтон, шестиколонный портик, две башни звонниц и внушительный главный купол. Если смотреть с этой позиции, то только погнутые временем кресты да деревья на крыше выдают насколько бедственно положение здания.
Не надо быть профессиональным строителем или архитектором, чтобы понять насколько тяжело положение храма.

Людское равнодушие, пришедшее на смену богоборчеству большевиков, убивает хотя и медленнее, чем динамит, но не менее эффективно. Что потеряем мы через десять лет, когда рухнет чудесный двойной купол, когда обвалится алтарная часть, когда храм уже не сможет сохранять заложенный в него архитектором облик? Красоту. И память о прошлом….

Патетика? Но сей храм был выразителем патетических чувств. Он пришел из эпохи Державина, напоминанием о «громком веке» «свидетеле славы россиян», наш век будет свидетелем чего-то другого….


Возвращаемся к машине. Пора в обратную дорогу. Улица в селе расчищена достаточно широко, в несколько приемов удается развернуть тяпу носом в обратную сторону. Но как ехать? Обратно через Старицу, межобластным грейдером и потом по Новориге? Или… навигатор уверенно прокладывает маршрут в сторону Питерского шоссе. Решаем поехать новой дорогой (ну зачем? Зачем?) Переслегино другая дорога ведет в асфальтовому шоссе на Торжок. Все тот же укатанный грейдер, резкие повороты, деревни, проезд по ЖД мостом, и село с забавным названием Упирвичи, в котором видим весьма странную по архитектуре церковь (Рождества Пресвятой Богородицы 1754 года постройки),

а рядом с ней - колокольню. Колокольня уцелела от другой церкви, разрушенной в годы войны Спасо-Преображенской.

Вот дорога выходит на асфальтовое шоссе. Не успели порадоваться асфальту под колесами, как навигатор зовет поворачивать право, на местную дорогу, идет вдоль берега реки Тьмы в сторону Медного. Смотрим на карту. Действительно так ближе, поворачиваем. Это было не самое лучшее решение. Дорога покрыта укатанным обледенелым снегом, временами он протаивает до асфальта и образует глубокие неровные колеи. Она весьма живописна, но когда каждую минуту ловишь стремящийся сорваться в занос автомобиль, не до красот по сторонам. К тому же на льду особо не разгонишься, скорость периодически приходится снижать, короче – зря мы тут поехали.
Асфальт в Медном показался невиданным облегчением. Но питерское шоссе есть питерское шоссе – дорога временами имеет три полосы, проходит через множество населенных пунктов, много светофоров, а под Тверью – ремонтируют мост объездной. К счастью, в воскресение вечером трафик небольшой и пробки не возникает, но все равно едем довольно медленно. Новорижское шоссе в этом плане гораздо лучше. Впрочем, и по питерской дороге без особых приключений докатились до столицы. За кормой осталось 588 километров дороги….
(фотографии выкладываю после самой первичной обработки, поэтому за качество не судите).
А.
Tags: По следам исчезнувшей России, Церкви, мобифото, моторъ, путешествия, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments