Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Categories:

"Мечеть Парижской Богоматери"

Наконец-то прочитал книгу почтенной Елены Чудиновой "Мечеть парижской Богоматери". Дошли руки так сказать....
Что скажу - для начала, она довольно увлекательно написана. Не то чтобы мегакрутозакручено все что можно, но в целом динамично, бодренько почти без затянутых пауз, читается легко.
По жанру - это роман-памфлет. Памфлет против ислама и с почти открытым призывом к новому общехристианскому крестовому походу. Рисуя мир близкий к постапокалипсису, автор не особо обращает внимание на всякую технику и т.д. Тут нет описаний чудо-нанобомбы или любования лазерным карамультуком. Все это почти никого не волнует.
Герои - живые, на первый взгляд предсказуемые, но все-таки не шаблонные.
Вот собственно и все что можно сказать о формах книги, что же о мыслях?

О мыслях, которые она навевает.
1. Это отношение к Европе, к католикам, к современным либералистам.... Автор хорошо показывает, что современный мир, а вернее - гражданский дух современного мира слабее даже такой религии как ислам. Поразительно, но вся великая мощь и превосходство белого человека постепенно теряются, когда он сталкивается с фанатичной архаичной религией. Не потому, что он слабеет духом, но потому, что белый сам загоняет себя в логическую ловушку равенства и всеобщего права. Он становится логически уязвим, его можно не победить (войны последнего десятилетия наглядно показывают, что белые народы по-прежнему обладают военным превосходством над остальными жителями земли), а обойти. Нельзя справиться с солдатом, но можно заставить суд работать на себя. Автор много и хорошо пишет о католиках и особенно о католиках традиционалистах. Тем самым порывает с советской и почвенической традицией видеть в них главное зло. Не то чтобы католикам и европейцам "прощаются их вины", просто перед лицом нового врага собственные межотношения отходят на второй план.
2. Христианство. Христианство должно быть главным стержнем романа. Весь сюжет казалось бы закручен именно вокруг противостояния Креста и полумесяца, но.... вот тут слабое звено - роман явно антиисламский, но не я бы не назвал его христианским. В нем есть образы христиан, но самого Христа нет. Не в смысле образа, а в смысле - "где двое или трое будут собраны во имя Мое, там и Я буду"... Опять же, говорю только о собственных ощущениях, ощущениях человека невежественного в делах веры и захожанина. Впрочем, возможно, сие не ошибка восприятия, а авторский замысел. Когда читаешь очень боишься того, что в сюжет войдет слащавая картинка - все хорошие персонажи падают перед священником на колени и в миг становятся религиозными до свечения нимбов над головами. Здесь нет этого. Атеист Эжен остается в сущности атеистом (поэтому кюре и отказывает ему в причастии), да он прислуживает, выполняя свой долг перед предками и собором, но перед Богом ли? Что думает православная Софи собираясь принять последнее причастие из рук католического кюре? (Да и приняла ли она его или взрыв произошел раньше?) Да и сам кюре Лотар - это человек долга, чести, воли, но.... Но он вспоминает о дисциплине в семинарии как ветеран вспоминает о учебке или офицер о кадетском корпусе. Он, единственный священник в книге и... и скорее солдат, чем священник. Ведь и выбор Нотр Дама - выбор рациональный, да этически безупречный (после этой Литургии храм не будет осквернен), но все-таки рациональный выбор, в расчете на иррациональное поведение мусульман....
3. И в целом герои романа идут в последний бой не за Христа, а за старую Европу. Офицер ренегат умирает и вспоминает свое христианское имя, но не вспоминает о Боге.... - очень символично. И очень реалистично. Автор не скатился в дешевую патетику и от того его книга стала еще страшнее... Ибо даже поняв разумом, что полумесяц победит только Крест, его герои не поняли этого сердцем. Даже идя в последний и смертельный бой....
4. И почему-то вспомнились греки. Греки, которые как раз не сильно отличаются от турок одеждой, многими обычаями, пищей, которые если и пойдут в бой, то за свои храмы.. за Христа...
Автор, кстати, это понимает и именно поэтому в его антиутопии Греция, хоть и платит дань Еврабии, но сохраняет свою веру и себя.
В общем и целом - книга понравилась. Хорошая книга. Было бы плохо, если бы все мыслили как автор, но куда хуже будет, если таких книг не будет.
А.
P.S. Вспомнил сегодня утром, как мне довелось пересечься с автором книги воочию. Это было лет пять назад, когда я еще подвизался на ниве социологии и в качестве социолога был приглашен на некую телепередачу, где помимо госпожи Чудиновой присутствовал Джемаль и чиновник из московского правительства. Писательница приехала чуть раньше времени и нас представили. Посмотрев на мои ФИО она сказала - мы с Вами по разные стороны баррикад. Ведущий, видимо, думал также и предполагал организовать затравливание нетолерантного писателя. Мне дали слово и я озвучил данные исследований, которые весьма не понравились ни Джемалю, ни ведущему, ни чиновнику. Слово быстро отняли и больше до конца передачи не давали.
А после ее окончания я стал свидетелем сцены прямо таки просящейся в приквел к "Мечети". В ходе программы чиновник всячески ускользал от ответа на вопрос действительно ли правительство финансирует строительство мечетей в каждом районе Московской области. Выйдя за кулисы он вытер пот (в студии всегда жарко) и сказал Джемалю - вот видите как приходится вывертываться. Но не волнуйтесь, наши договоренности останутся в силе. Открыто признавать не будем, но что обещали построим...
Сейчас того чиновника нет, выгнали вместе с прежним мэром, но.....
А.
Tags: Книги, обывательское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments