
В начале 90-х годов минувшего века, когда довелось впервые побывать в Мещере, я еще видел эту дорогу живой. Мимо нашей стоянки, неподалеку от Спас-Клепиков пробежал небольшой тепловозик, ведя за собой два зеленых вагона... С тех пор, все собирался вернуться в те края, посмотреть на легендарную Мещерскую магистраль, собирался, пока не прочел в сообществе ру_мещера, что все, дорогу окончательно разбирают. В минувшую субботу, выехал из Москвы в сторону Рязани.
Немного истории.
Узкоколейная железная дорога Рязань - Владимир была начата постройкой в 1897 году. Тогдашний рязанский губернатор обеспечил работой тысячи голодных мужиков, а заодно и решил важную инфраструктурную проблему развития мещерского края. Умный был губернатор, не нынешним чета. Дорогу построили быстро. И лесные глубины Мещеры прорезал пронзительный паровозный гудок. Дорога развивалась, у нее была своя сложная история, традиции. Для Мещерского края она стала главной транспортной артерией. Перед самой революцией ее решили было перешить на широкую колею, да война помещала. Большевики осилили лишь участок от Владимира до Тумы, да так и оставили. Этот участок - последний действующий кусок Мещерской магистрали. По нему и сейчас трижды в день ходит пассажирский поезд. А вот узкоколейка от Тумы до берега Оки напротив Рязани оказалась заброшена в те самые 90-е годы. Были проекты возрождения дороги и всего региона, да где уж им ныне реализоваться. В октябре 2011 года последние рельсы былой чугунки были демонтированы.
Дорога дальняя.
Ехать решил от Москвы до Рязани, а там по дороге Р-123, что проходит почти по трассе сгинувшей чугунки. Выехал поздновато, в начале 9-го. Проскочил третье транспортное, потом Волгоградский. На светофоре стал свидетелем аварии - в левом ряду девятка оттормозившись до дыма из-под колес врезалась в фокус, тот - в опель, тот в еще кого-то... Паровозик.
Федеральная трасса М-5 "Урал" оставила противоречивое впечатление - пробка и неорганизованность пока дорога продирается сквозь околомосковье вплоть до первого моста через Москва-реку. Каким местом думали те, кто прожектировал перекресток на Быково даже не рискую предположить, не головой точно. Потом идет неплохого качества магистраль (без знака магистраль конечно) вплоть до Бронниц, объездную которым так и не построили. Продираемся через улицы, через населеныне пункты старого рязанского шоссе и опа опа - снова очень приличная дорога до самой Коломны. В город заезжать не стал, обошел по объездной. В Рязанской области покрытие стало попроще, разметка - убогой, но по-прежнему 4 полосы - можно ехать. Рязань перемахнула свою объездную, которая начинается сильно позже въезда в город. Но мне нужно в сам центр. А там пробка. Проползаю 6 километров за 40 минут и вот - вот он мост через Оку и неплохая дорога, уходящая в мещерские леса.
Поворот на Солотчу и первая встреча с чугункой - закатанные в асфальт рельсы переезда

Рядом видна насыпь, которую стал использовать один из федеральных операторов сотовой связи для какой-то надобности.
В земле видны остатки шпал

Места вокруг красивые

дорога бежит дальше

Покрытие приличного качества, трафик не большой (но и не маленький) петляет только часто. По сторонам попадаются уютные площадки для отдыха

На одной такой останавливаюсь перекусить, перевести дух, пройтись немного по мещерскому лесу, где почва пружинит под ногами, где особый дух. Дух сосны, березы, и ветра с какого-нить озера. Где тихо и откуда не хочется уходить. Хочется остаться тут на поляне, развести небольшой костерок и жарить колбасу, в надежде, что из ночного мрака выйдет к тебе барсук.... Или как двадцать лет назад забиться в перкалевую палатку с серебрянчатой крышей и слушать до утра как ветер шумит в соснах...
Дорога проходит через сгоревшие в прошлом году участки леса. Они вычищены, лес вытаскивают мощные лесовозы. Одна из деревень отстроена по программе восстановления - новые домики совершенно нездешнего светложелтого цвета выстроились в линеечку. Ничего так стоят, не перекосились, не обвалились, как в иных местах говорят бывало.
Но вот дорога подходит вплотную к насыпи бывшей магистрали.

останавливаю машину и выхожу на насыпь




Следующая остановка - город Спас-Клепики. До революции тут большое село, стоявшее на древнем касимовском тракте (сейчас - дорогаР-105). В селе и его окрестностях было несколько фабрик, да и самом оно было богатым, торговым. Заглянул в местный магазин за едой, а заодно и поснимал несколько старинных домов






Самолет ("истребитель" Л-29) поставлен в честь 40-летия Победы. Почему он истребитель, куда дели носовое шасси и какое отношение он имеет к победе - вопросы риторические.
Выезжаю на Касимовский тракт в сторону Тумы. В деревни Кобылинка сворачиваю с тракта на юг, и еду до пересечения дороги с последней веткой старой чугунки - ответвлением на Голованову дачу. Из сообщения в мещерском сообществе, знаю что тут еще можно застать рельсы. И действительно - вот они, уже порезанные автогеном, приготовленные к разборке, последние рельсы старой чугунки:









Местными дорогами выбираюсь к Туме. Останавливаюсь около вокзала. на платформе - небольшая экспозиция, в которой нашли свое место последние вагоны и локомотив узкоколеной дороги. Официально - это Музей узкоколейной железнодорожной техники, но реально - памятник мещерской магистрали

Впрочем, на самой станции еще остались следы старой дороги. Вот - водонапорная башня, из которой заправлялись паровозы чугунки

А вот и сам путь. За башней - видно здание локомотивного депо узкоколейной дороги

Пройдемте по путям


Пересечение узкой и широкой колеи

Стрелка

Платформа

Здесь уже давно не ходил ни один поезд и на путях вырос большой куст шиповника


А дальше - пути уходят в густую траву, в историю....

Вечерело, а предстояло еще добраться до Москвы, по старому касимовскому тракту до Воскресенска, там по А-108 на знакомую М-5, на МКАД и т.д. Кстати, Касимовский тракт - ныне Егорьевское шоссе - очень живописная и интересная в краеведческом плане дорога. Много старинных сел с красивыми храмами. Надо бы еще туда съездить...
А.