2. Теперь перед российскими властями стоит важнейшая задача использовать результаты референдума. Если принимать Крым в состав России, то это необходимо сделать максимально быстро - если уж прыгать в омут конфронтации со всем миром, то сразу и с головой, а не заходить мелкими шажками, каждый из которых будет сопровождаться давлением и новыми санкциями. Лучше уж получить все сразу, а потом думать, как это разгребать.
Сделать полшага назад и оставить Крым независимым де-юре можно теперь только в обмен на реальное согласие западных держав международного урегулирования кризиса на Украине. Отказа от санкций в адрес России и международное признание независимого Крыма. Хотя такая ситуация была бы объективно выгодна многим, но в реальности шанс на ее реализацию маловероятен.
3. Парадоксы российской власти - стихийную антивоенную акцию 1 - 2 марта, которая прошла почти исключительно под чисто антивоенными лозунгами "не хотим войны" и "не используйте войска" - власть подавила, задержав более 300 человек. Митингу под проукраинскими и оппозиционными лозунгами, в котором антивоенная тематика ушла на второй, если не на третий план, митингу в 20 - 30 тысяч человек - дали зеленую улицу. Где логика?
4. Санкции Запада - это вызов для российской власти. Сейчас в инете полно прогнозов, суть которых сводится к тому, что сразу де плохо не станет, но вот лет за пять у нас наступит полный коллапс. Все с цифрами и очень логичными выкладками. Не учитывают лишь два фактора -
1)за пять лет может помереть множество эмиров и ишаков,
2) предполагается, что слонопотам российской власти будет смотреть на небо и ничего не делать. Однако, при всех недостатках путинской бюрократии нельзя отказать ей в способности шевелиться особенно под угрозой внешних факторов. Безусловно, уровень профессионализма и компетентности российской власти невысок, но и не настолько низок как у позднесоветской бюрократии. Шевеления будут. И вот как раз они могут привести к существенным подвижкам в российской экономике и российском обществе в целом.
5. Важный отношения с Украиной. Ни одно украинское правительство не признает крымский референдум и утрату своей территории. Между тем, есть долг этого государства России, есть экономические связи, есть газовый транзит в Европу и еще много чего. Как это будет отрегулировано? Грузинский сценарий "заморозим все года на три, потом постепенно восстановим" не проходит, так как уровень экономических и прочих связей много выше. Если бы в Киеве было вменяемое и контролирующее ситуацию правительство, можно было бы договориться даже о присоединении Крыма к России при формальном сохранении территориальной целостности Украины. Но тамошнее правительство, во-первых, плохо контролирует ситуацию, во-вторых, идеологически мотивировано и предпочтет открытую конфронтацию. Искусство дипломатов РФ и должно заключаться в том, чтобы разрешить эту проблему. Но тут надежд весьма мало.
6. В общем, наступает интересный этап выхода из кризиса и трансформации реальности в новую конфигурацию. А также выводов на будущее.
А.