
Утром меня разбудил колокольный звон, мирно плывший над древним городом. Было около восьми часов.
Завтрак оказался не шведским столом, а набором блюд, включавшим в себя рисовую кашу, яичницу, два кусочка хлеба, кусочек ветчины, сыра, сомнительного масла. Все это полагалось запить стаканом сока и чашкой дешевого чая или кофе на выбор. Блюда приготовлены прилично, но в целом обстановку в кафе уютной не назовешь, да и сам завтрак – конечно, не маленький, но и не сытный.
И вот вновь рычит мотор, и машина мчится на север в сторону Ростова. Здесь княжил старший из сыновей Константина Всеволодовича князь Василько Константинович – верный союзник владимирского князя. И если с его отцом Юрий так и не смог наладить толком отношений, то отношения с племянником были, по-видимому, хорошими. Василько неоднократно водил полки по приказу дяди, и нет каких либо сведений о конфликтах между ними. Вот и в январе 1238 года он без колебаний последовал за владимирским князем на Сить, как оказалось – на верную смерть.
Свернул с трассы в Ростов и по пустым еще утренним улицам доехал до самого центра города – укрепленного двора ростовских архиереев, что обычно называют кремлем. Там же стоит огромный пятиглавый Успенский собор. Его многократно перестраивали и где-то там в толще стен из белого камня и кирпича стоящего ныне здания скрываются камни храма, построенного Василько Константиновичем.

Ищу парковку. Вот она, размеченная и машин вроде немного, а встатть негде. Потому, что ленятся люди вставать точно по разметке. Зачем? Я встал, а другие…. Что мне до них. Вот заехал одним боком за какие нить 15 сантиметров за линию, и готово, вместо одно места занял два. На оставшийся промежуток разве матиз втиснется, да и то не факт. И ведь что стоит сделать пару движений рулем да пару рычагом коробки передач. Мне повезло, один из таких небрежно припаркованных джипов отъехал. Заезжаю на его место, и сдаю назад выравнивая тяпу точно по линиям. Отходя от машины с удовольствием замечаю, как рядом так же ровно встает шкода. Водители! Не жалейте лишние полминуты и соблюдайте линии парковочной разметки! Все же будет лучше!

Древний собор изнутри пуст и темен. Храм еще непрогрелся с зимы в нем холодно. Идет реставрация и грандиозный икностас XVII века разобран. В нескольких местах сквозь разобранный пол, видны камни разных эпох истории храма. Где-то там внизу можно, наверное, и плинфу найти, и белые камни рокового XIII столетия.

На площади перед собором звонят колокола знаменитой звонницы, идет крестный ход и батюшка по доброму возглашает Христос Воскресе!
Воистину Воскресе.

Решаю, куда ехать дальше. Если до Ростова дорога Юрия Всеволодовича очевидна, то дальше появляется альтернатива – он мог поехать на запад к Угличу, захватить с собой князя Владимира Константиновича и, перейдя Волгу, двинутся в заволжские леса к Сити. Так путь к вероятному месту сицкой битвы короче, но была ли в те времена дорога из Углича на запад? А еще князь мог двинутся из Ростова на север, к Ярославлю, взять там с собой князя Всеволода Константиновича и двинутся на Сить по замерзшим рекам – до устья Мологи, по ней до устья Сити, и вдоль нее к месту своего секретного стана.
Какой путь выбрал князь – неведомо. В поздней тверской летописи есть упоминание Ярославля – поиде на Ярославль и далее на Волгу. Но летопись поздняя и явно вторичная.
В наше время из Ярославля на Сить не попасть – мешает сооруженное большевиками огромное рукотворное море – Рыбинское водохранилище, скрывшее под своими водами и древний город Мологу, и устье Сити. Поэтому, поворачиваю в сторону Углича. Приходится постоять в пробке перед железнодорожным переездом, а потом начинается красивая и живописная дорога, проходящая мимо двух монастырей – Борисоглебского и Никольского в Улейме.

Первый – грозная и мощная крепость, прославившаяся в годы Смутного времени. Здесь делало остановку войско князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина на пути к Москве, а местный святитель Иринарх благословил ополчение на ратный подвиг во имя спасения Отечества.

Дорога живописно петляет между лесов и полей. Покрытие – когда приличное, а когда и не очень, но в целом – терпимое. Заметил придорожную площадку для отдыха и сделал остановку для кипичения чаю. Больное горло требует горячего чаю, а термос был допит вчера вечером в гостинице.
Развернул машину носом против ветра, но тот стал меняться и периодически задувал в багажник, так что горелке потребовалось довольно много времени, чтобы вскипятить котелок воды для чая и китайской лапши.
И снова бежит дорога. Улейма появляется неожиданно из-за поворота, первый указатель на нее даже проскакиваю, а потом вижу с дороги великолепный вид на монастырь.

Основана эта обитель была в конце XV века, в 1612 году под защиту ее стен сбежалось более 3000 человек – окрестных крестьян, жителей Углича и т.д. Польско-тушинское войско под командой ясновельможного пана Сапеги небольшую крепость. Обороной руководил игумен Варсонофий и руководил умело – обитель продержалась более недели. Последним оплотом защитников стал каменный Никольский собор. Интервенты заложили под него мину и рухнувшие своды похоронили последних героев. В ярости поляки перебили всех, кто укрывался за монастырскими стенами.



Новые храмы обители были построены в XVII веке, а ограда – и вовсе в начале XVIII. И хотя монастырь уже не имел военного значения, зодчие сделали ее как настоящую крепостную стену. Не для боя – как памятник мужеству защитников обители. Говорят, что когда велось строительство новой ограды, вышел указ царя Петра о запрете каменного строительства по всей Российской державе окромя Санкт-Петербурга, и что-либо строить в других местах можно было только с личного царева разрешения. Строители ограды Николо-Улеймы такое разрешение получили. Потому, что и для самого государя память о событиях смуты не была пустым звуком.
Проехал по разбитым сельским улицам. Остановился, сделал несколько фото монастыря хотя бы снаружи. Увы, толком заходить в обитель некогда, впереди еще около 200 верст пути.

(Красивый дом в селе Улейма)
Выезжаю из села по той самой дороге, на которую не успел свернуть, и глазам своим не верю – передо мной сохранившийся почти полностью кусок старинного тракта, мощенного булыжником! Не просто мостовая, а именно вся дорога с проезжей частью, кюветами и т.д. Брусчатка, в целом, в довольно приличном состоянии. Посмотрел на карту – так и есть – более короткая старая дорога проходит через село мимо монастыря, а новое шоссе обходит его с юга.



От Николо-Улеймы совсем не далеко до Углича. Вот и заправка, с которой год назад стартовал в ночь и метель…. Брр, даже вспомнить жутковато. В этом городе бывать доводилось и раньше, поэтому не стал останавливаться. Поворот, еще поворот, и вот уже дорога выводит на узкую и тщательно охраняемую плотину. Помимо гидротехнических целей, это еще и единственная на полсотни верст переправа через Волгу.
Ради постройки этого сооружения снесли старинный монастырь, на месте которого ныне шлюзы и канал для прохода судов.
Навигатор уверенно ведет к Некоузу – старинному селу, одному из центров углицкого заволжья. Места старинные – заселенные очень давно, до смутного времени уж точно.

Храмы попадаются часто и какие храмы! Когда перед лобовым стеклом показалась изящная громадина храма Святой Троицы в селе Архангельском, руки сами увели машину на обочину. Удивительная по своей архитектуре и изяществу церковь. Жаль, нет времени обойти ее подробно, заглянуть внутрь (а там и фрески местами остались), надо ехать дальше. Отмечаю сразу за храмом изящный деревянный дом в стиле модерн. Надо бы сюда приехать отдельно….
Вот и Некоуз – сначала Новый, построенный вокруг железнодорожной станции поселок, вобравший в себя несколько деревень. Через четыре версты по посредственного качества дороге – Старый. Некогда большое село, с величественным храмом, который и сейчас еще возвышается на берегу реки. Был здесь и волостной центр, и жило некогда более 3000 человек, а сейчас не больше трехсот.

В Некоузе приходится браться за карту – навигатор знает окрестные дороги, но совершенно не знает названий сел и деревень. Беру карту. Лучшей картой по этим краям оказался атлас автодорог компании «Меркурий». Хоть и седьмой год ему, и масштаб не самый крупный (7 км. В сантиметре), а все же дороги на нем обозначены лучше, чем на арбалетовских километровках. Прикидываю, что и как и на развилке поворачиваю налево, на запад, в сторону села Правдино, которое уже стоит на Сити.
Дорога временами убитая, но по большей части нормальная – ехать можно. Вот и Правдино. Первое, что бросается в глаза – это одинокая многоэтажка, среди сельских изб и домов. К ней тянет длинная внешняя труба водоснабжения. К чему она тут? Карта, сообщает, что дорога в Правдино раздваивается, и мне нужна правая. Лады, поворачиваю направо, и еду вдоль этой огромной трубы, высматривая поворот налево, к реке. А нет поворота. Вот мелькнули за деревьями купола полузаброшенного храма, какие-то домики, а дорога приводит к высокому забору, за которым видны административного вида здания, фонари, технические сооружения. Из таблички у ворот ясно, что это какая-то техническая часть «Транснефти», обслуживающая нефтепровод. Дорога кончалась у ворот этого сооружения и дальше не шла. Развернулся и вернулся в Правдино, чтобы двинутся по левой дороге.
Она очень быстро привела к мосту через Сить. Вот она – роковая река князя Юрия…..

Остановил машину чуть дальше моста и вернулся на него пешком. Тихая, спокойная речка. На байдарке или резиновой лодке хорошо бы по ней поплавать… Течение не быстрое, пойма довольно широкая, берега живописные….

Пока стоял на мосту и фотографировал, мимо проехала машина ГИБДД. Доехала до ближайшего перекрестка и встала, двое господ полицейских с полосатыми палочками наголо нарисовались рядом. Гм… А мне как раз через этот перекресток ехать. Сел в машину и поехал. Полицейские посмотрели на тяпу внимательно, но останавливать не стали. Они остались стоять, а я покатил дальше на север.

Строго говоря, на этом месте надо было бы остановиться и раскинуть мозгами. Дело в том, что точное место Сицкой битвы неизвестно. Есть несколько версий, основанных на работах археологов дореволюционного периода. В советское время таких работ почти не велось (были лишь несколько небольших экспедиций в конце 20-х годов), а потом и копать стало негде – большинство выявленных археологических памятников было уничтожено в ходе машинной запашки, да и низовья реки ушли на дно Рыбинского водохранилища.
Выделяют три возможных места – первое, это район села Божонка в верховьях реки, второе – это район сел Юрьевское и Лопатино в среднем течении, и, наконец, третье – в районе села Покровское на Сити что несколько ниже. Не буду здесь вдаваться в подробности, но мне наиболее обоснованным представляются две последние точки зрения, поэтому и повернул нос машины на север.
Знаменитый сицкий край производит двойственное впечатление. С одной стороны, после распаханных полей и богатых сел владимирского ополья, тут то и дело встречаешь заброшенные и разваливающиеся дома, закрытую и разоренную школу, и часто – кирпичные громадины заброшенных церквей. С другой, - все-таки и поля тут тоже распаханы, и движение на дороге какое-никакое, а имеется, и новые дома в селах есть, и церкви восстанавливаются некоторые. Нет, не умер еще сицкий край.

Вижу указатель к селу Юрьевское. Указатель есть, а дороги-то и нет – так, две колеи через поле, да и ведут они не к месту бывшего села, а к полю, засеянному чем-то. На повороте у дороги небольшой мемориал – деревянная часовня, деревянный же зеленый крест, деревянная доска с надписью «Павшим за Святую Русь».


В часовне кто-то выбил окно. Зачем? Внутрь, правда, лихие люди не полезли. Видны простые софринские иконы….

По преданию название Юрьевское связано с князем Юрием Всеволодовичем, не то погиб он тут, не то стан его стоял здесь, не то просто к поселянам заехал, а те и запомнили – когда еще в этих краях встретишь Великого князя Владимирского?
Совсем близко к Юрьеву – Лопатино. Незадолго до деревни дорога вдруг из полуразбитого асфальта превращается в великолепное шоссе, с прекрасным покрытием, профилем, разметкой, отделанными плиткой кюветами – сказка, а не дорога! В самом селе все, правда, попроще – утрамбованный гравий. Гравийная дорога ведет к памятнику. За околицей, на высоком холме стоит белая бетонная стела с весьма условным барельефом и надписью настолько стилизованной под древнерусскую, что и прочесть ее сложно.




У подножия памятника – несколько валунов с окрестных полей, тоже отмеченных памятными надписями. И хотя сам монумент не отнесешь к шедеврам мемориальной архитектуры, удачное расположение значительно усиливает производимое впечатление. Как будто видишь окружающее поле заснеженным, а реку – покрытую сизым мартовским льдом,, и вот из прибрежных лесов валом выходит монгольская конница и мчится к русским полкам, которые «ничтоже не поспеша сделать». Сильное место! И многие из историков считают его одним из наиболее вероятных мест сражения.
Но путь лежит дальше, его на несколько десятков верст вниз по течению Сити, где находится село Покровское или Покровское на Сити, как называет его карта Яндекса. Именно там находится некое, так и не обследованное археологами городище, единственное на Сити, в котором мог бы расположить свой стан князь Юрий. Что это за городище, кто и когда его строил, историки не знают. Раскопок тут не велось, только археологическая разведка. Но в окрестностях села дореволюционные археологи раскопали несколько курганов, в которых обнаружили захоронения рубежа XII – XIII веков. На многих останках присутствовали следы применения холодного оружия – проломы в костях, отсеченные конечности и т.д.
Через несколько верст после Лопатина прекрасная дорога исчезает так же внезапно, как и появилась. Здесь дорога уходит в сторону от реки, образуя эдакий острый угол, огибая болотную низину. Покровское находится как раз на верхней вершине этого угла. Снова за коном деревянные дома с удивительно красивой резьбой, низенькие магазинчики, столбики автобусных остановок…. А вот заброшенная школа – одноэтажное кирпичное здание советской постройки с большими, теперь настежь открытыми окнами… Раскиданные бумаги, стулья… Еще недавно, тут учились дети, но сейчас все разорено и запущено.
Дорога ныряет вниз, а потом подымается на высокий холм, на котором и стоит село Поровское. На некоторых картах – «Покровское на Сити», на иных – Сить-Покровское. Село большое, богатое. С величественным храмом, который реставрируется.

Рядом с селом – спуск к реке. На противоположном берегу видны купола церкви в бывшем селе Семеновское, почти полностью исчезнувшем в советское время. Правее от переправы и располагаются валы городища.


На месте они выглядят отнюдь не внушительно, да и расположение его не слишком удачно, с военной точки зрения. Оно находится в низине между двумя высокими берегами реки, и для обороны весьма неудобно.
Другое дело – само село Пкровское. Оно расположено на высоком холме, с одно стороны которого течет река Сить, с другой – глубокие овраги с крутыми склонами. Место села куда лучше подходит для военного лагеря, чем городище в низкой пойме реки.

Покровское – крайняя точка нынешнего путешествия. Изначально предполагал доехать до Брейтово, и вернутся несколько другой дорогой вдоль Волги, но, остановившись за северной околицей села, подумал и повернул обратно.
Около Юрьевского съехал с дороги к мемориалу, чтобы пообедать. Благо тут оборудована удобная площадка для отдыха с деревянным столом и лавками. Вскипятил чай, заварил лапшу и разогрел банку тушенки.

Удивительно тихие тут места. Изредка проедет по шоссе машина, и снова только шум леса. Вечного леса, который помнит и события XIII века и того, что было тут раньше….
Не доезжая до моста у Правдино, остановился и сделал несколько фотографий заброшенной церкви этого села.


То ли задумали так зодчие XIX века, то ли случайно получилась, но наиболее эффектно храм смотрится именно отсюда, с противоположного берега реки.
Гаишников на перекрестке не оказалось. Начался долгий путь домой – к Угличу, от Углича до Сергиева, от Сергиева до дома. Остановился только в Сергиеве выпить кофе и слегка перекусить. Можно было бы и не останавливаться, но предположил наличие на въезде в Москву пробки, где можно было бы застрять надолго. А стоять в пробке, перекусив и выпив кофе куда приятнее, чем на голодный желудок и без горячего питья.
По счастью я ошибся, пробки особой не было, и под начавшимся проливным дождем въехал в Москву. А когда до дома доехал – дождь уже кончился, и было очень приятно идти от стоянки, вдыхая теплый и влажный воздух, наполненный весенними запахами.
А.