Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Categories:

А.И. Любжин "История русской школы".


Впечатления от презентации.

Сегодня довелось побывать на презентации книги Алексея Игоревича Любжина "История русской школы Том 1. Русская школа XVIII столетия". Пока в голове еще что-то держится, попробую поделиться впечатлениями.


Для начала о самой книге. Это фундаментальная монография, охватывающая всю историю русского образования, начиная с XVII века и заканчивая катастрофой 1917 года. Представленная часть напоминает о том, что XVIII столетие - это не только "громкий век военных споров", но и время создания отечественной системы образования. И этот процесс освещен предельно подробно и систематизировано. Перед читателем не справочник, не сборник статей, а единое, связанное внутренней логикой повествование, в котором информация изложена как в хронологическом, так и в тематическом порядке. Книга буквально насыщена документами и источниками, которые автор предпочитает не пересказывать, а приводить полностью или в значительном объеме. Большой объем (две книги первого тома в сумме - 1400 страниц) позволяет сделать описание весьма подробным. Предположу, что с выходом этой книги, наши историография русского образования разделилась на два этапа - до нее и после. В течение ближайшего полувека монографии суждено служить базовым источником в этой сфере. Еще одним важнейшим достоинством является язык книги. Он совершенно лишен черт советского научного и псевдонаучного канцелярита, всех этих громоздких наукообразных построений, сложных и никчемных терминов, скопированных из англоязычной литературы. В то же время, это не упрощенный язык популярной литературы. Это русский язык, на котором могли бы говорить в Российской Империи, если бы она дожила до нашего времени.
Благодаря щедрости спонсора книга прекрасно издана. Давно не приходилось держать в руках столь качественное издание. Приятный переплет, чудесная бумага, "мягкий" не слишком мелкий шрифт. Прекрасного качества черно-белые иллюстрации. Когда берешь в руки испытываешь уважение и даже благоговение, перед столь замечательным изданием. Кощунственно подумалось, - конечно, хорошо бы сделать и дешевую, доступную версию, но лучше не надо. Потому что такая книга не может быть дешевой и на плохой бумаге. Небольшой размер тиража издатель обещает компенсировать особым электронным изданием, что решит проблему доступности, но сохранит неповторимое очарование прекрасно изданной книги.

Открываю на случайной странице и вижу иллюстрацию - обложку книги "Детское чтение для сердца и разума". Той самой, что читал маленький Сережа Багров из чудесного произведения Аксакова. А ведь, наверняка, в книге есть и про казанскую гимназию, в которой потом учился автор, и про домашнее образование его эпохи....

О презентации.
Место выбрано просто идеально - где еще представлять такую книгу, как не в особняке XVIII века? Зал культурного центра, большой, просторный, рядом книжный магазин, где можно было книгу приобрести - место надо признать очень удобным. Публика собралась весьма заинтересованная и доброжелательная. Было приятно увидеть хороших людей, которых знаешь только по виртуальному пространству, что называется в живую.
Представляли книгу весьма почтенные люди в сфере истории и педагогики - Сергей Владимирович Волков, Юрий Анатольевич Шичалин, Дмитрий Михайлович Володихин, Дмитрий Павлович Ивинский, Павел Петрович Панкин, его высокопреподобие о. Владимир Виглянский, представители Фонда св. Василия Великого и издательства.
Конечно, все выступавшие говорили хорошие слова о книге и об авторе, но в целом получилась неявная дискуссия вокруг смысла издания. Автор сформулировал его четко - нет смысла рассказывать о прошлом, не имея ввиду использовать его уроки в настоящем. И опыт императорской многоукладной школы, включавшей в себя несколько самых разных систем образования (увязанных, при этом в единую систему и взаимодействующих между собой) может и должен быть использован при устройстве российской школы в наши дни.
Неявно возражали этому тезису апологеты школы советской. Вновь была озвучена сказка позднесоветского времени о том, как девочка троечница в советской школе, эмигрировав в Европу, стала там отличницей (при этом, выясняется, что девочка была не простая, а дочка всемирно известного академика, что училась она пусть и на тройки, но не в самой простой (мягко скажем) школе, что в Германии родители, не разобравшись в местных реалиях, отдали ее опять же не в лучшую школу и т.д.). Все это увязывается с претензиями советской школы на преемственность от дореволюционной, причем, не абы от чего, а от Гимназии.
Ю.А. Шичалин спокойно разбил этот тезис, показав, что преемственность если и наблюдалась, то частичная и лишь в очень короткий промежуток времени. (Давший, интересные результаты).
Сидевший, что несколько символично, на противоположном конце стола П.П. Панкин выступил с очередной филиппикой в защиту советской школы, суть которой сводилась к трем тезисам - "дайте денег", "загоните в педвузы лучших", "учитель - больше чем учитель".
Но чтобы учитель стал больше, чем учителем, он для начала должен быть именно учителем, а не "работником системы образования", а такие в советской школе были редкостью. Вообще, забавно, что апологеты советской школы в качестве аргументов в свою пользу, говорили об аспектах, которые в реальной советской школе были противоестественными исключениями, создававшимися и выживавшими вопреки системе. Зато теперь удобно говорить при случае как замечательно воспитывали и учили детей в такой-то и такой-то школе.
Впрочем, это я отвлекся.
И как заключение - прекрасное высказывание автора книги - "если систему образования много ругают - значит она хорошо работает, и чем больше ругают - тем лучше работает".
Еще одно впечатление о презентации - как год назад на Романовских днях - ощущение силы реакционного движения, способного к созиданию. Сколько ни есть у нас красных, а создать фундаментальное историческое исследование подобного уровня они просто не в силах. А реакционеры смогли. Смогли найти средства и на создание книги и на ее прекрасное издание. И пусть они очень разные люди, но как и в романовские дни, ощущаешь связь.
Во вторник довелось присутствовать на презентации книги о деятельности Н.И. Ильминского как просветителя и миссионера Поволжья, и там также говорилось о значении старого опыта и дискуссия шла вокруг его применения сейчас. А написал ту книгу - выпускник казанской духовной семинарии, а издало - весьма реакционное издательство и тоже практически без роли государства.
На презентации вчера упоминали святителя Филарета Московского, а я вспомнил коломенского священника, правнука белого казака, что водил нас по Коломне и показывал места, связанные с детском святителя.
Пока красные взывают "начальник приди и заставь", реакционеры созидают. И в этом сила.
Впрочем, все это лишь сторонние размышления. Главное, появилось новое фундаментальное исследование по истории русского образования, и остается надеется, что мы увидим все пять томов этой прекрасной книги.
Приобрести первые два тома можно на сайте издателя
http://nikeabooks.ru/books/proza-i-poeziya/istoriya-russkoy-shkoly-imperatorskoy-epokhi-v-3-t-t-i-russkaya-shkola-xviii-stoletiya/
На презентации книга продавалась несколько дешевле, но, поверьте, и 1800 рублей за два таких тома - это немного. И две тысячи были бы хорошей ценой. Она будет доступна в библиотеках, может быть, в электронной версии, о которой говорил вчера издатель, но она не должна утонуть в словопомоле, в тоннах книжек, изданных на дешевой бумаге, которые дешево и ценятся.
А.
Tags: В библиотеку монархиста, книги, обывательское, реакционное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments