Вчера в Москве, в Александровском саду открылся памятник Государю Императору Александру I Благословенному. Москва - не Белград, публику на открытие не пустили, но сегодня утром доступ был совершенно свободный, заехал перед работой посмотреть. Памятная группа состоит из двух компонентов - собственно памятника, и небольшого гранитного сооружения с текстами и дополнительными изображениями.
В целом памятник производит приятное впечатление, фигура Государя выполнена с несомненным сходством, но все-таки он получилась у скульптора чуть грузноватым, в то время как сам Александр Павлович, всегда следил за своей внешностью и утягивался "в рюмочку", что видно почти на всех его портретах
Надпись на памятнике удачная, хотя и в советской орфографии
На боках пьедестала - два барельефа.
Первый изображает Государя во время "Битвы народов"
Скульптор и здесь зачем-то накинул на плечи Императору плащ, хотя Александр носил его редко, и на портретах почти всегда в одном мундире или сюртуке.
Второй барельеф изображает знаменитую сцену вступления союзников в Париж
Основой для него явно послужила вот эта картина
Во всяком случае, мальчики с цветами явно с нее.
Скульпторы убрали союзных государей и генералов, зато добавили знамен и какого-то недисциплинированного армейского кирасира. Но любопытнее всего пехотинец, стоящий за хвостом лошадей.
Первое впечатление - это левофланговый солдат пехотной колонны, что идет следом за Государем, но почему-то одетый во французскую устаревшую форму.
Более подробное рассмотрение сюжета - уже по фотографии, прояснило вопрос:
Солдат действительно француз, но он не идет в строю, а стоит среди публики и приветствует победителя. Сюжет, конечно возможный, но надо было бы его чуть подвинуть что ли, а то когда стоишь у памятника складывается впечатление, что Александр идет во главе колонный французской пехоты.
Расположенная рядом с монументом гранитная конструкция на лицевой части несет три изображения:
Центральное как бы проясняет почему поставлен памятник. Правда, сам Император не соблаговолил одобрить построение памятника себе, но об этом на табличку умолчали.
Второй сюжет говорит о духовном пути Александра Павловича.
Центр композиции - встреча Александра I и Святого Серафима Саровского.
Сюжет весьма легендарный, никаких подтверждений или свидетельств о такой встрече нет, но легенда старая, еще дореволюционной поры. Дореволюционная картина и послужила источником для барельефа:
На другой части - барельеф "Полководцы 1812 года"
Четко определяются Барклай де Толли и помолодевший лет на двадцать Кутузов, за ними, по-видимому, П.И. Баргратион и А.П. Тормасов. И если Тормасов (за Барклаем) относительно похож, то Багратион как-то не очень. Следующие лица и вовсе трудноузнаваемы.
На мой непросвещенный взгляд - это наименее удачная композиция в памятнике.
У памятника уже вовсю фотографируются дети...
В целом, могу сказать, что на меня памятник произвел благоприятное впечатление. Конечно, хотелось бы чуть большего изящества в фигуре Государя, и может быть, чуть меньшей воинственности - сам Александр Павлович ее не слишком жаловал, но еще раз повторюсь, памятник очень неплох и хорошо, что он появился.
Ура Государю Императору Александру Благословенному!!!
А.