Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Веревка крушит дерево или "Честь капитана"



Пока отлеживался, посмотрел французский фильм "Честь капитана", о котором прочитал в журнале уважаемой catherine_catty. Сразу скажу, фильм понравился и понравился больше, чем многие другие.


Сюжет довольно простой - Франция, конец 70-х годов ХХ века. На телевидении записывается передача, посвященная событиями двадцатилетней давности, войне в Алжире. Один из участников передачи левак-профессор высказывается в том духе, что война была неправильная и несправедливая, что французские солдаты - убийцы и истязатели мирных арабов и т.д. Не останавливаясь на общих фразах он переходит к конкретике - показывая на кадры документальной съемки, где солдаты выносят с поля боя убитого офицера, - профессор заявляет - вот этот конкретный капитан, командир такой то роты такого полка был истязателем и убийцей, и стал таким всего за 19 дней командования ротой.
На вопрос ведущего - не стыдно ли говорить такие слова об офицере, погибшем за Францию, профессор, ничтоже сумняшеся, повторяет свои обвинения. Этот сюжет видит вдова капитана, изящная дама лет сорока и его сын - курсант военной академии Сен-Сир. Дама, после некоторых размышлений решает подать на профессора-левака в суд за клевету в адрес покойного мужа... Начинается судебный процесс, на котором и будут вспоминать историю двадцатилетней давности, и зрители увидят суд, Алжир, бравого капитана и его солдат и узнают, действительно ли капитан успел за неполных 19 дней стать истязателем и убийцей.....

Не могу не отметить несколько аспектов, которые особенно понравились:

Достоверность и реализм. Как всегда у Шёндерфера на грани реконструкции. Форма, техника, оружие, - почти как в документальном кино. Солдаты, страшно сказать, меняют магазины у автоматов в бою, перезаряжают винтовки, а у рации порой сбивается настройка. Но и отношения людей, ситуации показаны весьма реалистичными, им веришь. Режиссер не стал делать из своего героя святого с крылышками и все равно показал его правым.

Проведенная легкими штрихами роялистская линия.
- Капитан был воспитанником католического приюта и готовился стать миссионером
- Его вдова происходит из _бретонского_ аристократического рода, причем, ее предки были моряки, т.е. во время революции почти наверняка были противниками республики.
- Когда героиня вспоминает о свадьбе, она вспоминает венчание в церкви, а не мэрию.
- Генерал, однокашник погибшего капитана, говорящий на процессе, что пытки как метод допроса были отменены Королем Людовиком XVI - "неужели республика отменила этот закон"? Слово "республика" на суде часто используется как синоним "Франции", а этой репликой генерал как бы напоминает, что Франция - это не только республика.
- И пейзажи Бретани, той самой Бретани, которая по сию пору не празднует 14 июля, именно здесь дом главной героини, именно здесь она познакомилась с мужем, именно здесь, в лагере Сен-Сира учится ее сын....
И, собственно, само понятие "честь" - оказывается в фильме тесто связано именно с этими носителями старого роялистского духа. Профессор-левак на суде в общем-то даже не понимает, за что борются и что защищают его оппоненты. Потому и молчит фактически весь суд. Его линию защищает адвокат, который сам по взглядам ближе к своим противникам, чем к своему подзащитному....

Замечательный персонаж дядюшка главной героини. Видимо, когда она вышла замуж за офицера сироту, без рода, без племени, да еще и парашютиста, семья это не одобрила. (здесь фильм Шендерфера несколько перекликается с эпизодом из "Центурионов"). И первая реакция дедушки на идею героини подать в суд сводится в сущности к тезису "плетью обуха не перешибешь" - посмотри кто он, великий профессор Сорбоны, и кто ты..... Героиня уходит и только портрет королевского офицера в ранге кажется шеф д'эскадр за спиной дядюшки говорит о том, что он это дело все-таки не оставит. И действительно, на суде он полностью оттесняет племянницу и выигрывает суд он.... Почему?

Дело не профессионализме и не в семейных чувствах. Разбираясь с историей капитана Карона, дядя начинает понимать, что этот человек ближе ему, чем представлялось раньше. Воспитанник католического приюта, партизан в годы Второй мировой, сражался за Францию в Индокитае (включая Дьен Бьен Фу), Алжире.... Капитан мечтал стать миссионером, он им и стал - для своих солдат, вдохнув за неполные 19 дней веру в себя и в свое дело. И бретонский аристократ понимает сироту северянина, ведь на его адвокатской мантии ленточки трех французских и одного британского боевых орденов. Видимо не всегда он сидел в вязаной кофте в кабинете с моделями старинных кораблей....

Солдаты, которыми капитан командовал всего 19 дней, на суде защищают своего командира не менее отважно, чем в алжирских горах. И ловкий адвокат ничего не может (а местами похоже и не очень хочет) выводить их на чистую воду.

Интересно, что сам вердикт суда на экране не показан. Зритель узнает о нем потом, из разговора героев. Потому что вопрос о чести капитана становится выше простого выяснения фактов, кто кого и когда, а становится вопросом чести в том смысле, в каком это понятие родилось много веков назад..... Герои ответ для себя нашли. А общество? А общество этот суд предпочло попросту не заметить....

Хороший фильм. Реалистичный и реакционный.
Есть на рутрекере с прекрасным русским переводом. На ю-тубе есть на французском.
А.
Tags: кинокритиканство, реакционное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments